Выберем прямоугольную систему координат так, чтобы направление оси абсцисс совпадала с направлением вектора . В этом случае вектор имеет координаты , при этом . Покажем, что для любого вектора с координатами верно равенство . Пусть j – угол между векторами и, тогда и . Таким образом, , и , следовательно . Аналогично для вектора с координатами имеем . Равенство (1.8) доказано.
Как видим, свойства скалярного произведения таковы, что проводя выкладки, можно раскрывать скобки, приводить подобные точно так же, как и с числами.
Пример 6. ;
.
Вопрос
Дано равенство . Можно ли сократить обе части равенства на ? Следует ли отсюда, что ?
Пример 7. Докажем с помощью скалярного произведения теорему косинусов.
Пусть в треугольнике ABC угол A равен j, , , . Запишем векторное равенство и возведем обе его части в квадрат. Получим:
, т. е. . Теорема доказана.
Рассмотрим, как вычислить скалярное произведение, когда векторы заданы своими координатами. Пусть в некотором базисе даны вектор и вектор . Это означает, что и . Тогда скалярное произведение этих векторов
(1.9)
Раскрывая в (1.9) скобки, полуим пугающе громоздкое выражение
Его можно сильно упростить, если выбрать базисные векторы ортогональными и единичными, т. е. так, чтобы и . В этом случае скалярное произведение принимает удобный и компактный вид:
(1.10)
Формула (1.10) позволяет вычислить длину вектора, заданного своими координатами. Для этого надо в (1.10) положить . Отсюда
(1.11)
Кроме того, (1.10) позволяет вычислить угол j между векторами, заданными своими координатами. Действительно, из определения скалярного произведения получаем
. (1.12)
Рассмотрим теперь применение скалярного произведения при решении задач.
Задача 1.36. Какому условию должны удовлетворять неколлинеарные векторы и , чтобы выполнялось условие
а)
b)
c)
Решение. Возведем обе части равенства a) в квадрат и получим
. Отсюда следует , т. е. угол между векторами и прямой. Для вопроса b) аналогично получаем , т. е. . Это означает, что угол между векторами и острый, т. к. косинус угла положителен. Для вопроса c) получаем , т. е. угол между векторами и тупой.
Задача 1.37. Найти угол между векторами и , если известно, что и , .
Решение. Пусть искомый угол равен j. Раскрывая скобки и приведя подобные, получаем , где . Подставляя в равенство значения длин векторов и , получаем , т. е. .
Задача 1.38. На плоскости заданы точки A (–6; 3), B (–7; 7), C (–3; 6), D (–2; 2). Доказать, что ABCD – ромб, и вычислить его площадь.
Решение. Покажем сначала, что ABCD – параллелограмм. Найдем координаты векторов и . Для этого надо из координат конца вектора вычесть координаты начала. Имеем , , т. е. . Теперь покажем, что соседние стороны AB и BC одинаковой длины. Для этого вычислим модули векторов и . Имеем: , , . Итак, ABCD – действительно ромб. Вычислим площадь ромба как половину произведения его диагоналей. Находим вектор и его модуль , затем вектор и его модуль . Отсюда площадь ромба рвана 15.
Задача 1.39. Векторы и служат сторонами треугольника ABC. Найти длину медианы AM. Здесь — орты прямоугольной системы координат.
Решение. Запишем очевидное равенство и, возводя его в квадрат, получим . Вычислим квадраты модулей векторов и , а также скалярное произведение . Отсюда находим , т. е. длина медианы AM равна .
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.