Методические указания для самостоятельного изучения курса “История экономических учений”

Страницы работы

Содержание работы

Министерство общего образования РФ

Тульский государственный университет

Региональный центр повышения квалификации

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для самостоятельного изучения

по курсу “История экономических учений”

для слушателей специальностей

“Менеджмент”, “Бухгалтерский учет”, “Финансы и кредит”

Тула   1999


Автор

______________________________ (подпись, дата)

,

к. э. н., доцент,

,

гр. 740181а

Зав. кафедрой

______________________________

(подпись, дата)

, к. э. н., профессор

Редактор

______________________________

(подпись, дата)

Регистратор УМУ

______________________________

(подпись, дата)


1.  ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ КУРСА

В курсе “История экономических учений” изучается развитие научных теорий, анализирующих основы экономической жизни общества. Задачами изучения курса являются:

·  углубление знаний по современной экономической теории;

·  обучение логике научного мышления;

·  поиск незаслуженно забытых идей.

Метод изучения – сравнение и сопоставление различных экономических концепций. Процесс эволюции различных экономических учений рассматривается при этом и как отражение развития общества и как развитие самой экономической науки. При изучении взглядов экономистов прошлого основное внимание уделяется тем их аспектам, которые актуальны с современной точки зрения. Следует учитывать, что “единственно верной” экономической теории в принципе не может быть, наиболее глубокое понимание проблем достижимо лишь в “единстве многообразного” – в комплексном использовании различных концепций.

2.  СТРУКТУРА КУРСА

Структура курса “История экономических учений” определяется:

·  представлениями об этапах экономических учений;

·  представлениями об основных экономических школах.

Авторы данной учебной программы выделяют “донаучный” этап экономической мысли, концепции политической экономии и концепцию “экономикса”.

3.  РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ЗАНЯТИЙ

Количество аудиторных часов

Вид отчетности

Лекции

31

Экзамен

Практические занятия

17

ККР


Часть I. Экономия.

Тема 1.Экономическая мысль доиндустриальных обществ.

1.1.  Экономическая мысль Древнего Востока.

В обществах Востока экономическая мысль развивалась в рамках учений об управлении государством. Китайский мыслитель Ли Куй ( IV в. до н. э.) разработал концепцию выравнивания фонда потребления при помощи “амбаров справедливости”. Авторы трактата “Гуань-цзы” (нач. IV в. до н. э.) развили эту идею и предложили использовать “справедливую закупку зерна” для сезонного выравнивания цен.

1.2.  Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима.

Западная цивилизация основана на индивидуалистических ценностях, и здесь экономические знания развивались в рамках учений об этике. Ксенофонт ( V - IV в.в. до н. э.) утверждал, что занятием свободных граждан должно быть только земледелие, но не ремесленные профессии, и, тем более, не торговля и ростовщичество. Аристотель ( IV в. до н. э.) закрепил этот подход, в его работах можно обнаружить зачатки теории стоимости.

1.3.  Экономическая мысль средневековой Европы.

Для средневековых схоластов, самым выдающимся из которых был Ф. Аквинский ( XVII в.), экономика представляла интерес исключительно как повод для суждений о поведении достойного христианина. Если доктрина католической церкви в целом осуждала стремление к богатству, то теоретики протестантской Реформации (М. Лютер, Ж. Кальвин) стали рассматривать честно нажитое богатство как заслугу перед обществом.

1.4.  Экономическая мысль Востока в средние века.

Вершиной экономической мысли доиндустриальных обществ стала теория арабского мыслителя Ибн Хальдуна ( XIV – XV в.в.). По его мнению, прогрессивное развитие общества выражается в переходе от сельского образа жизни к городскому, причем торговля способствует развитию производства. Ибн Хальдун считал, что рыночные цены товаров зависят в основном от затрат труда, подвергаясь одновременно влиянию спроса и предложения.

Литература по теме:

1.  Бациева С. М. Историко-социологический трактат Ибн Хальдуна “Мукаддима”. – М.: Наука, 1965.

2.  Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. – М.: Прогресс, 1990.

3.  Кузищин В. И. Античное классическое рабство как экономическая система. – М.: Изд-во МГУ. 1990.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
247 Kb
Скачали:
0