Методические указания для самостоятельного изучения курса “История экономических учений”, страница 6

Основатель институционализма Т. Веблен подверг резкой критикет “праздный класс” собственников денежного богатства, которые лишь тормозят совершенствование производства. По его мнению, по мере усложнения “индустрии” власть должна перейти из рук финансовой элиты в руки инженеров-технократов.

б) теория “революции менеджеров” Дж. Бернхема.

В “Революции управляющих” Дж. Бернхема было сделано принципиальное уточнение: новым господствующим классом станут не инженеры. а профессиональные менеджеры (директорская элита).

в) “техноструктура” в концепциях Дж. К. Гэлбрейта.

Этот экономист сделал вывод, что “революция менеджеров” есть совершившийся факт: в “планирующей системе” крупных корпораций власть акционеров исчезает, реальным хозяином становится “техноструктура” – совокупность управляющего персонала (не только тех, кто принимает решения, но и тех, кто их готовит).

7.3. Институциональные теории проблем мирового хозяйства.

В послевоенный период новой областью институционального анализа стали проблемы мирового хозяйства. Г. Мюрдаль подверг резкой критике концепции индустриализации и рыночной модернизации как методов преодоления “нищеты народов”. В третьем докладе Римскому клубу под руководством я. Тинбергена были сформулированы. принципы новой междисциплинарной науки – глобалистики.

Литература по теме:

1.  Веблен Т. Теория праздного класса. – М.: Прогресс. 1984.

2.  Гэлбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество. – М.: Прогресс, 1969.

3.  Мюрдаль Г. Современные проблемы “третьего мира”. – М.: Прогресс, 1972.

4.  Козлова К. Б. Институционализм в американской политэкономии. – М.: Наука, 1987.

5.  Печчеи А. Человеческие качества. – М.: Прогресс, 1985.

6.  Тоффлер О. Будущее труда. // Новая технократическая волна на Западе. – М.: Прогресс, 1986.

Темы рефератов:

1.  Т. Веблен – основоположник институционализма.

2.  Эволюция институциональных теорий революционных изменений.

3.  Институциональный “экономикс” Дж. К. Гэлбрейта.

4.  Основные идеи докладов Римского клуба.

5.  Экономические аспекты футурологии О. Тоффлера.

6.  Г. Мюрдаль о причинах “нищеты народов”

Вопросы для самопроверки:

1.  Основные положения институционализма.

2.  Этапы развития институционализма.

3.  “Эффект Веблена”.

4.  “Коллективные действия” в концепции Дж. Коммонса.

5.  Развитие традиционного институционализма в 70-х г.г.

6.  Недостатки теории институционализма.

Тема 8. Неолиберализм.

8.1. Неоавстрийская школа (Л. Мизес, Ф. Хайек).

Неолибералы видят главную причину недугов капитализма в подрыве совершенной конкуренции и в монополизации хозяйства. Экономисты неоавстрийской школы сосредоточили свое внимание на критике социалистических идей. Л. Фон Мизес и Ф. фон Хайек доказывали несостоятельность антирыночного социализма: если нет ценового механизма, то теряются обратные связи, т. е. планирующие органы лишаются объективных критериев для определения спроса. Подобная апологетика рыночного саморегулирования не нашла горячей поддержки даже среди западных экономистов, критикующих "анархо-либералов" за чрезмерную идеологизацию экономической теории.

8.2. Западногерманский неолиберализм.

Немецкие экономисты фрейбургской школы пошли другим путем, доказывая, что эффективный рынок не складывается сам собой, а является результатом государственного регулирования. Еще в 30 - 40-е г.г. немецкие неолибералы сформулировали концепцию "социального рыночного хозяйства": рыночное хозяйство носит социальный характер, так как оно создает предпосылки "благосостояния для всех", но оно должно корректироваться согласно социальным ценностям общества. Благодаря Л. Эрхарду эта концепция стала официальной программой "германского пути", что привело к "немецкому чуду" 50 - 60-х г.г.