Методические указания для самостоятельного изучения курса “История экономических учений”, страница 10

Полемизируя с трактовкой крестьянства как мелкой буржуазии, А. В. Чаянов создал теорию семейно-трудового хозяйства, обращая внимание на внепредпринимательские, внерыночные мотивы крестьянского труда. Развивая теорию сельхозкооперации, он осуждал насильственную коллективизацию. Н. Д. Кондратьев известен, главным образом своим учением о “больших циклах конъюнктуры” (позже их стали называть “циклами Кондратьева”).

Литература по теме:

1.  Афанасьев М. Либеральная экономика Петра Струве. - // ВЭ. – 1994. - №12.

2.  Булгаков С. Н. Философия хозяйства. – М.: Наука, 1990.

3.  Бухарин Н. И. Проблемы теории и практики социализма. – М.: Политиздат, 1989.

4.  Кондратьев Н. Д. Проблемы экономической динамики. – М.: Экономика, 1989.

5.  Маневич В. Е. Экономические дискуссии 20-х годов.. – М.: Экономика, 1989.

6.  Чаянов А. В. Крестьянское хозяйство. – М.: Экономика, 1989.

Темы рефератов:

1.  “Философия хозяйства” С. Н. Булгакова.

2.  В. И. Ленин как экономист.

3.  Экономические взгляды Л. Д. Троцкого.

4.  Экономические взгляды Н. И. Бухарина.

5.  Экономическое наследие Н. Д. Кондратьева.

6.  А. В. Чаянов – исследователькрестьянской экономики.

Вопросы для самопроверки:

1.  Экономические теории “легальных марксистов”.

2.  Русские экономисты-математики.

3.  М. И. Туган-Барановский: связь между теорией предельной полезности и трудовой теорией стоимости.

4.  Теория длинных волн Н. Д. Кондратьева.

5.  Концепция крестьянского хозяйства А. В. Чаянова.

6.  Судьба русской экономической мысли в 30-е г.г. XX века.

Тема 13. Экономическая мысль третьего мира”.

13. 1. Теории модернизации в качестве путей развития “третьего мира” (У. Ростоу).

Самобытные течения экономической мысли стали складываться в странах “третьего мира” только со второй половины XX века. Обществоведов этой катагории стран волновала проблемы “нищеты народов” неевропейских стран, ее причины и пути преодоления. Начало изучению модернизации положили труды У. Ростоу, согласно которым развивающиеся страны идут в своем развитии по тому же пути, пройденному ранее развитыми странами. Разделявшие эту позицию экономисты считали главным для преодоления отсталости проведение индустриализации, для чего необходимо привлекать иностранные инвестиции и стимулировать собственных предпринимателей.

13.2. Леворадикальные теории зависимого развития (А. Эммануэль, Р. Пребиш, С. Амин).

В 70-е г.г., когда вполне выявилась невозможность механического копирования пути Запада, среди экономистов “третьего мира” широко распространились “депендьентистские” концепции: слаборазвитость есть результат развития мирового капиталистического хозяйства, которое постоянно воспроизводит противоположность между “центром” и “переферией”, навязывая “третьему миру” экономическую специализацию, закрепляющую его отставание. “Депендьентизм” стал идеологией борьбы за новый международный экономический порядок.

13.3. Антимодернизаторские концепции экономического развития (А. Бонисадр, М. Каддафи).

Поиск альтернативных путей развития часто приводил к абсолютизации национально-культурной специфики. Характерны в этом отношении антимодернизаторские концепции “исламской экономики”, авторы которых требовали строить хозяйство в соответствии с заповедями ислама. “Исламский бум” 80-х г.г. сделал возможной практическую реализацию этих рекомендаций.

Литература по теме:

1.  Амин С. Будущее социализма. // МэиМО. – 1991. -№7.

2.  Де Сото Э. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. – М.: Catallaxy. 1995.

3.  Кастро Ф. Отмена внешнего долга  и установление нового международного экономического порядка. – Гавана, 1985.

4.  Полонская Л. Р., Вафа А. Х. Восток: идеи и идеологи. –М.: Наука, 1982.

5.  Пребиш Р. Периферийный капитализм: есть ли ему альтернатива? – М.: ИЛА, 1992.