Сущность и методы исторического познания. Теория стадий экономического роста У.Ростоу. Цивилизационная концепция исторического развития (58 ответов на экзаменационные вопросы дисциплины "История Отечества")

Страницы работы

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.

Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.

Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.

Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.

Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.

Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.

Фрагмент текста работы

№1. Сущность и методы исторического познания.

История начинается с появлением человека разумного, движение человечества – это смена поколений.

Можно определить два основных варианта в понимании истории:

1) Рассмотрение истории, как собственное движение человечества по временному потоку. Само движение отслеживается через смену поколений, поэтому история – это развивающий массив социального опыта, передающийся из поколения в поколение, который в каждом поколении осваивается заново. История изучает человеческое общество;

2) История – один из видов познавательной деятельности. Задачи истории – воссоздание картины адекватной прошлой реальности и раскрытие законов развития человеческих сообществ.

История, как и другие науки, имеет специфические методы познания.  

1) генетический метод состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе её исторического движения. Таким образом, исторический объект или явление изучается с момента возникновения в процессе развития до прекращения существования или начала качественно нового этапа. Большое значение имеет изучение причинно-следственных связей данного объекта с предшествующим и последующим.

2) типологический метод имеет своей целью разбиение совокупности исторических объектов и явлений на качественно определенные типы или классы, на основе присущих им общих существенных признаках.

3) сравнительный метод. Многие объекты тождественны по содержанию, но различаются временной и пространственной вариацией форм. В то же время одни и те же формы могут выражать различные содержания. Цель сравнительного метода – выделить общее и особенное.

4) системный метод используется для изучения сложных исторических объектов, состоящих из отдельных элементов и имеющих внутреннюю (особую) структуру. Системный метод представляет наличие двух этапов исследования. На первом этапе выделяются основные элементы, изучается взаимоотношение между ними, выстраивается иерархия. На втором этапе изучается взаимоотношение данной системы с другими, а также их элементов.

Другие методы:

5) синхронный (одновременный) метод. С помощью данного метода изучаются объекты, находящиеся в одном времени, т.е. раскрывается пространственная природа исторической реальности.

6) диахронный (разновременной, т.е. два времени) метод направлен на изучение исторических явлений и процессов, либо объектов, расположенных в разном времени.

7) количественный метод характеризует (раскрывает) исторические объекты и явления с точки зрения количественных характеристик.

Носителем информации о прошлом являются исторические источники. Исторические источники – объект или предмет, созданный в определенное время и характеризующий особенности этого времени.

Есть две группы источников:

1. вещественные источники (памятники культуры, оружие, т.е. все, что сделано руками человека);

2. документальные источники (документы): а) бумажный (материальный) носитель; б) документы аудио- и видео- ряда; в) документы на электронном носителе (компьютеры).

Функции истории:

1. познавательная;

2. воспитательная;

3. социальная память (является частью менталитета народа);

4. прогностическая функция. Историки редко занимаются прогнозированием. Чаще – публицисты. Историки могут предопределить только общие тенденции.

№2. Марксистская концепция всемирного исторического процесса.

Марксистская теория всемирно-исторического процесса разрабатывалась как идеология, рассчитанная для рабочего класса (пролетариата). Этому были посвящены все работы К. Маркса. Они были успешны. Крушение СССР нарушает марксизм. Сейчас марксизм не популярен. В России только начинается спокойное отношение к марксистам.

Изначально эту теорию разрабатывали Маркс и Энгельс. Ленин её очень изменил.

Основной единицей истории у Маркса является общественно-экономическая формация (ОЭФ) или общество в целом, взятое на определенном этапе развития.

ОЭФ состоит из двух основных элементов:

1. идеологическая надстройка, включающая государство, право, идеологию государства и права, религию, мораль.

2.экономический базис общества или способ производства материальных благ.

Способ производства делится на две части:

1) производительные силы, включающие людей, с их умениями и навыками трудиться и создаваемые в процессе труда орудиями производства;

2) производственные отношения или отношения между людьми в процессе производства. Они зависят от формы собственности и определяют принадлежность людей

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
684 Kb
Скачали:
0

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.

Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.

Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.

Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.

Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.

Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.