Сущность и методы исторического познания. Теория стадий экономического роста У.Ростоу. Цивилизационная концепция исторического развития (58 ответов на экзаменационные вопросы дисциплины "История Отечества")

Страницы работы

69 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

№1. Сущность и методы исторического познания.

История начинается с появлением человека разумного, движение человечества – это смена поколений.

Можно определить два основных варианта в понимании истории:

1) Рассмотрение истории, как собственное движение человечества по временному потоку. Само движение отслеживается через смену поколений, поэтому история – это развивающий массив социального опыта, передающийся из поколения в поколение, который в каждом поколении осваивается заново. История изучает человеческое общество;

2) История – один из видов познавательной деятельности. Задачи истории – воссоздание картины адекватной прошлой реальности и раскрытие законов развития человеческих сообществ.

История, как и другие науки, имеет специфические методы познания.  

1) генетический метод состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе её исторического движения. Таким образом, исторический объект или явление изучается с момента возникновения в процессе развития до прекращения существования или начала качественно нового этапа. Большое значение имеет изучение причинно-следственных связей данного объекта с предшествующим и последующим.

2) типологический метод имеет своей целью разбиение совокупности исторических объектов и явлений на качественно определенные типы или классы, на основе присущих им общих существенных признаках.

3) сравнительный метод. Многие объекты тождественны по содержанию, но различаются временной и пространственной вариацией форм. В то же время одни и те же формы могут выражать различные содержания. Цель сравнительного метода – выделить общее и особенное.

4) системный метод используется для изучения сложных исторических объектов, состоящих из отдельных элементов и имеющих внутреннюю (особую) структуру. Системный метод представляет наличие двух этапов исследования. На первом этапе выделяются основные элементы, изучается взаимоотношение между ними, выстраивается иерархия. На втором этапе изучается взаимоотношение данной системы с другими, а также их элементов.

Другие методы:

5) синхронный (одновременный) метод. С помощью данного метода изучаются объекты, находящиеся в одном времени, т.е. раскрывается пространственная природа исторической реальности.

6) диахронный (разновременной, т.е. два времени) метод направлен на изучение исторических явлений и процессов, либо объектов, расположенных в разном времени.

7) количественный метод характеризует (раскрывает) исторические объекты и явления с точки зрения количественных характеристик.

Носителем информации о прошлом являются исторические источники. Исторические источники – объект или предмет, созданный в определенное время и характеризующий особенности этого времени.

Есть две группы источников:

1. вещественные источники (памятники культуры, оружие, т.е. все, что сделано руками человека);

2. документальные источники (документы): а) бумажный (материальный) носитель; б) документы аудио- и видео- ряда; в) документы на электронном носителе (компьютеры).

Функции истории:

1. познавательная;

2. воспитательная;

3. социальная память (является частью менталитета народа);

4. прогностическая функция. Историки редко занимаются прогнозированием. Чаще – публицисты. Историки могут предопределить только общие тенденции.

№2. Марксистская концепция всемирного исторического процесса.

Марксистская теория всемирно-исторического процесса разрабатывалась как идеология, рассчитанная для рабочего класса (пролетариата). Этому были посвящены все работы К. Маркса. Они были успешны. Крушение СССР нарушает марксизм. Сейчас марксизм не популярен. В России только начинается спокойное отношение к марксистам.

Изначально эту теорию разрабатывали Маркс и Энгельс. Ленин её очень изменил.

Основной единицей истории у Маркса является общественно-экономическая формация (ОЭФ) или общество в целом, взятое на определенном этапе развития.

ОЭФ состоит из двух основных элементов:

1. идеологическая надстройка, включающая государство, право, идеологию государства и права, религию, мораль.

2.экономический базис общества или способ производства материальных благ.

Способ производства делится на две части:

1) производительные силы, включающие людей, с их умениями и навыками трудиться и создаваемые в процессе труда орудиями производства;

2) производственные отношения или отношения между людьми в процессе производства. Они зависят от формы собственности и определяют принадлежность людей

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
684 Kb
Скачали:
0