№1. Сущность и методы исторического познания.
История начинается с появлением человека разумного, движение человечества – это смена поколений.
Можно определить два основных варианта в понимании истории:
1) Рассмотрение истории, как собственное движение человечества по временному потоку. Само движение отслеживается через смену поколений, поэтому история – это развивающий массив социального опыта, передающийся из поколения в поколение, который в каждом поколении осваивается заново. История изучает человеческое общество;
2) История – один из видов познавательной деятельности. Задачи истории – воссоздание картины адекватной прошлой реальности и раскрытие законов развития человеческих сообществ.
История, как и другие науки, имеет специфические методы познания.
1) генетический метод состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе её исторического движения. Таким образом, исторический объект или явление изучается с момента возникновения в процессе развития до прекращения существования или начала качественно нового этапа. Большое значение имеет изучение причинно-следственных связей данного объекта с предшествующим и последующим.
2) типологический метод имеет своей целью разбиение совокупности исторических объектов и явлений на качественно определенные типы или классы, на основе присущих им общих существенных признаках.
3) сравнительный метод. Многие объекты тождественны по содержанию, но различаются временной и пространственной вариацией форм. В то же время одни и те же формы могут выражать различные содержания. Цель сравнительного метода – выделить общее и особенное.
4) системный метод используется для изучения сложных исторических объектов, состоящих из отдельных элементов и имеющих внутреннюю (особую) структуру. Системный метод представляет наличие двух этапов исследования. На первом этапе выделяются основные элементы, изучается взаимоотношение между ними, выстраивается иерархия. На втором этапе изучается взаимоотношение данной системы с другими, а также их элементов.
Другие методы:
5) синхронный (одновременный) метод. С помощью данного метода изучаются объекты, находящиеся в одном времени, т.е. раскрывается пространственная природа исторической реальности.
6) диахронный (разновременной, т.е. два времени) метод направлен на изучение исторических явлений и процессов, либо объектов, расположенных в разном времени.
7) количественный метод характеризует (раскрывает) исторические объекты и явления с точки зрения количественных характеристик.
Носителем информации о прошлом являются исторические источники. Исторические источники – объект или предмет, созданный в определенное время и характеризующий особенности этого времени.
Есть две группы источников:
1. вещественные источники (памятники культуры, оружие, т.е. все, что сделано руками человека);
2. документальные источники (документы): а) бумажный (материальный) носитель; б) документы аудио- и видео- ряда; в) документы на электронном носителе (компьютеры).
Функции истории:
1. познавательная;
2. воспитательная;
3. социальная память (является частью менталитета народа);
4. прогностическая функция. Историки редко занимаются прогнозированием. Чаще – публицисты. Историки могут предопределить только общие тенденции.
№2. Марксистская концепция всемирного исторического процесса.
Марксистская теория всемирно-исторического процесса разрабатывалась как идеология, рассчитанная для рабочего класса (пролетариата). Этому были посвящены все работы К. Маркса. Они были успешны. Крушение СССР нарушает марксизм. Сейчас марксизм не популярен. В России только начинается спокойное отношение к марксистам.
Изначально эту теорию разрабатывали Маркс и Энгельс. Ленин её очень изменил.
Основной единицей истории у Маркса является общественно-экономическая формация (ОЭФ) или общество в целом, взятое на определенном этапе развития.
ОЭФ состоит из двух основных элементов:
1. идеологическая надстройка, включающая государство, право, идеологию государства и права, религию, мораль.
2.экономический базис общества или способ производства материальных благ.
Способ производства делится на две части:
1) производительные силы, включающие людей, с их умениями и навыками трудиться и создаваемые в процессе труда орудиями производства;
2) производственные отношения или отношения между людьми в процессе производства. Они зависят от формы собственности и определяют принадлежность людей
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.