Матричный анализ в управлении хозяйственным портфелем

Страницы работы

40 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Учебный курс «Стратегический менеджмент»

Тема лекции Матричный анализ в управлении хозяйственным портфелем

1

 -

Тема: Матричный анализ в управлении хозяйственным портфелем

План лекции

2

Тема: Матричный анализ в управлении хозяйственным портфелем

Задачи по управлению хозяйственным портфелем:

3

  1. Матрица БКГ

Boston Consulting Group (BCG) или Бостонская консультационная группа (БКГ), основатель группы :

Матрица «рост – доля рынка»

В основе матрицы лежит модель жизненного цикла товара, в соответствии с которой товар в своем развитии проходит четыре стадии:

Выход на рынок - товар - «проблема»

Рост - товар – «звезда»

Зрелость - товар – «дойная корова»

Спад - товар – «собака»

При этом меняются денежные потоки и прибыль предприятия: отрицательная прибыль сменяется ее ростом и затем постепен- ным снижением.

4

  1. Матрица БКГ

Методика составления матрицы БКГ:

Бизнес - единицы предприятия (виды бизнеса, подразделения или отдельные продукты или продуктовые линии) классифицируются по двум показателям:

5

  1. Матрица БКГ

Гипотезы, лежащие в основе матрицы БКГ:

Обе эти гипотезы выполняются не всегда!

6

  1. Матрица БКГ

Четыре группы рынков, разные стратегические цели и финансовые потребности:

«Звезды», а также «Жемчужины»

«Вопросительные знаки», или «Трудные дети», «Дикие кошки», «Проблемы», «Почки»

Высокий (выше, чем в целом по экономике)

Темпы роста отрасли в постоянных ценах

«Дойные коровы»

«Собаки», или «Загнанные лошади», «Хромые утки» и даже «Мертвый груз»

Низкий (ниже, чем в целом по экономике)

Высокая (>1)

Низкая (<1)

7

Относительная доля рынка

  1. Матрица БКГ

Позиционирование бизнес-единиц в матрице:

Место бизнес-единицы в матрице указывается в соответствии со значениями показателей ОДР и ТРР.

Бизнес – единицы обычно отображаются кругом, площадь которого отражает относительную значимость данной СЕБ для предприятия. Оценка может идти по показателям: - объем продаж или выручка; - доля покрытия постоянных издержек (переменные издержки любой товар должен покрывать); - доля прибыли; - величина используемых активов и др.

8

  1. Матрица БКГ

Матрица БКГ для хозяйственного портфеля компании:

«Звезды»

«Дикие кошки»

Высокий (выше, чем в целом по экономике)

Темпы роста отрасли в постоянных ценах

«Дойные коровы»

«Собаки»

Низкий (ниже, чем в целом по экономике)

Высокая (>1)

Низкая (<1)

9

Относительная доля рынка

  1. Матрица БКГ

Стратегические решения на стадиях ЖЦТ «Дикие кошки» (быстрый рост / малая доля):

Низкая доля на рынке - вопрос о возможности конкури- ровать с крупным соперником. Бизнес требует значительных финансовых ресурсов (рост и развитие производства новых товаров). Размер доходов низок (низкая доля, ограничение исполь- зовать эффект обучаемости и эффект масштаба). Если не оказать финансовую поддержку для перехода в «звезды», будут эволюционировать к «собакам».

БКГ выделяет две стратегические возможности: - агрессивная стратегия инвестиций и экспансии, использо- вание возможностей быстрорастущей отрасли (вырастить звезды), - свертывание, если расходы на завоевание доли рынка пе- ревешивают потенциальную отдачу (для наиболее слабых).

10

  1. Матрица БКГ

Стратегические решения на стадиях ЖЦТ «Звезды» (быстрый рост / высокая доля):

Обещают наибольшие прибыли и перспективы роста. От та- ких компаний зависит общее состояние хозяйственного порт- феля корпорации. Занимая доминирующие позиции на рынке, «звезды» нужда- ются в значительных инвестициях для расширения производства и увеличения оборотного капитала. Сами дают значительный приток наличности (эффект обуча- емости, эффект масштаба, низкие издержки, высокая рентаб-ть).

Чистый денежный поток обычно низок. В перспективе звезда превратится в «дойную корову», и поэ- тому важны скорее будущие доходы, а не текущие.

11

  1. Матрица БКГ

Стратегические решения на стадиях ЖЦТ «Дойные коровы» (медленный рост / высокая доля):

Зарабатывают средства в объемах, превышающих их собст- венные потребности в реинвестировании. Не требуют больших инвестиций и обеспечивают значитель- ные денежные потоки (основанные на опытной кривой). Обеспечивают фонды для инвестирования в новые проекты.

Усилия для поддержания доли рынка и поиск новых рыноч- ных ниш (конкуренция в стагнирующих отраслях жесткая). Иногда называется также стратегия «сбора урожая».

12

  1. Матрица БКГ

Стратегические решения на стадиях ЖЦТ «Собаки» (медленный рост / малая доля):

Похожие материалы

Информация о работе