Учебный курс «Стратегический менеджмент»
Тема лекции Стратегии диверсифицированной компании
Тема: Стратегии диверсифицированной компании
План лекции
Классификация диверсифицированных компаний: (варианты хозяйственного портфеля) компания с "главным" бизнесом (одна базовая отрасль и небольшое количество предприятий в других сферах деятельности, связанных или несвязанных, их оборот обычно не превышает 1/3 от общего объема продаж корпорации);
узко диверсифицированная компания, с небольшим числом (2-5) связанных или несвязанных СЗХ;
широко дифференцированная компания, портфель содержит большое количество связанных или несвязанных СЗХ;
многоотраслевая компания, несколько несвязанных направлений, каждое направление включает в себя несколько связанных предприятий (встречаются значительно реже).
Стоимость управления диверсифицированной компанией: определяется двумя факторами:
- Число СЗХ;
- Необходимость координации разных СЗХ.
Так, затраты на управление больше в компании из 12 СЗХ, которые обладают определенным синергизмом, чем в компании из 10 СЗХ, которые не обладают этим качеством.
Затраты на управление диверсифицированной компанией:
Затраты на управление диверсифици- рованной компанией с высокой потребностью в координации
А
В1
Маргинальная добавка Затраты на управление
Отдача от вложенного капитала
В2
Затраты на управление диверсифицированной компанией с низкой потребностью в координации
Степень диверсификации
Допустим, что обе компании имеют одинаковые кривые отдачи от вложенного капитала (А).
Компания № 1 стремится усилить свое положение путем синергизма СЗХ, тогда это компания с высокой потребностью в координации.
Компания № 2 - с несвязанными СЗХ и малыми потребностями в координации.
Выбор между связанной и несвязанной диверсификацией:
Считается, что связанная диверсификация предпочтительнее несвязанной, так как компания действует в более известной обстановке и меньше рискует.
Стратегия создания стратегических альянсов:
Стратегический альянс компаний может реализовать многие выгоды связанной диверсификации без увеличения затрат на управление.
Компания Cordis первой создала коронарный стент для лечения ишемической болезни сердца. Объединившись с корпорацией Johnson&Johnson, компания Cordis не только стала мировым лидером в разработке самих стентов, но и усовершенствовала систему доставки стента к месту поражения артерии. Сегодня совместными усилиями Cordis и Johnson&Johnson создан стент третьего поколения CYPHER SELEKT Plus. Источник: Дела сердечные // Огонёк. – 2007. – № 12. – 19-25 марта. – С.61.
Пример: Основные виды деятельности холдинговой компании «Движение-Нефтепродукт»:
Нефтепродуктообеспечение: Нефтепродуктообеспечение потребителей с 70 АЗС и нефтебаз Кировской области ё
2 Стратегии диверсифицированной компании
После проведения компанией диверсификации развитие ее хозяйственного портфеля может идти в следующих направлениях:
Расширение сферы деятельности за счет дальнейшей диверсификации
Сужение диверсификации за счет исключения из бизнес-портфеля ряда компаний
Корпоративная реструктуризация и стратегия выведения из кризиса
Мультинациональная диверсификация
2 Стратегии диверсифицированной компании
Стратегия расширения диверсификационной базы компании:
Причинами могут быть:
- замедление общего роста компании и желание компенсировать неизбежное снижение доходов прибылью от освоения новых отраслей;
- возможность переноса ресурсов и компетенций компании в родственный или дополнительный бизнес;
- неожиданно появившийся шанс;
- цель дополнить или усилить свои рыночные и конкурентные позиции в уже освоенных отраслях.
2 Стратегии диверсифицированной компании
Пример: Viacom приобрела телекомпанию CBS
2 Стратегии диверсифицированной компании
Другие примеры дальнейшей диверсификации:
Многие фармацевтические и высокотехнологичные компании с помощью приобретений и поглощений расширили сферу конкуренции и распространили свой опыт в новые сферы деятельности.
Особенно модно в последнее время диверсифицироваться в Internet-бизнес. Корпорации CMGI, Internet Capital Group, Softbank вкладывают средства в Internet-технологии, аппаратное и программное обеспечение для электронной коммерции, Web-публикации, электронную розничную торговлю, электронные брокерские услуги, Web-порталы, создают диверсифицированные предприятия в разных отраслях Internet-экономики.
Существуют венчурные компании, специализирующиеся на новых технологиях, с широко диверсифицированными бизнес - портфелями исключительно из начинающих Internet-компаний; есть такие, что ежемесячно инвестируют средства в несколько новых компаний.
2 Стратегии диверсифицированной компании
Стратегии изъятия капиталовложений для сужения диверсификационной базы:
Широко диверсифицированная компания, испытывая трудности в управлении, принимает решение отказаться от некоторых подразделений. Цель – сосредоточить внимание и ресурсы только на ключевых отраслях.
Как показывает практика, редко встречаются примеры эффективного
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.