26
2 Матрица МакКинси
Сбалансированный портфель:
- В основном должен содержать «победителей».
- Небольшое количество «производителей прибыли».
- Немного малых «знаков вопроса», потенци- ально способных перерасти в «победителей».
27
2 Матрица МакКинси
Типы несбалансированности портфеля СЗХ:
28
2 Матрица МакКинси
Достоинства матрицы МакКинси:
29
2 Матрица МакКинси
Недостатки матрицы МакКинси:
30
3 Матрица эволюции СЗХ
Матрица эволюции СЗХ или матрица баланса жизненных циклов (матрица Хофера):
Критерии позиционирования СЗХ компании:
Фазы жизненного цикла отрасли (товара). Обычно выделяют пять фаз (разработка, выведение на рынок, рост, зрелость и спад). Иногда четыре (объединяются две первые фазы – матрица фирмы Artur D.Little – life cycle или коротко ADL/LC).
Конкурентный статус компании. По разным источникам выделяются от трех (сильная, средняя, слабая конкурентная позиция) до пяти (очень высокий, высокий, средний, слабый и убыточный конкурентный статус) позиций.
31
3 Матрица эволюции СЗХ
Форма матрицы эволюции СЗХ:
32
3 Матрица эволюции СЗХ
Пример заполнения матрицы (Зайцев, Соколова, 2004). Отечественная компания производит канце-лярские принадлежности и выделяет пять СЗХ:
СЗХ-1 – производство металлических скрепок и продажа их на внутреннем рынке. Позиция компании определяется как сильная.
СЗХ-2 – производство гелиевых ручек и продажа их за рубежом – средние позиции .
СХЗ-3 – производство пластиковых скрепок и продажа их в Рос- сии – слабый конкурентный статус.
СЗХ-4 – производство и продажа пластиковых скрепок за рубе- жом – слабые позиции.
СЗХ-5 – производство и продажа металлических скрепок за рубе- жом – также слабые позиции.
33
3 Матрица эволюции СЗХ
Оценка положения компании в краткосрочной перспективе:
СЗХ-1
СЗХ-2
СЗХ-4
СЗХ-3
СЗХ-5
34
3 Матрица эволюции СЗХ
Прогноз в долгосрочной перспективе:
СЗХ-1: спрос на металлические скрепки на внутреннем рынке России сократится. Фирма не рассматривает это направление как перспективное. СЗХ-2: рынок гелиевых ручек стран ближнего зарубежья расширится и пе- рейдет в фазу зрелости. При нынешней сбытовой стратегии фирма сохра- нит за собой долю рынка. При увеличении объема продаж – увеличит свою долю и укрепит конкурентный статус. СЗХ-5: фирма приняла радикальное решение уйти из этой СЗХ. СЗХ-3: рынок пластиковых скрепок за рубежом перейдет во вторую фазу, увеличится его емкость. Фирма планирует поднять свой статус со слабого до среднего и увеличить свою долю. СЗХ-4: внутренний рынок пластиковых скрепок также переходит в следу- ющую фазу, фирма планирует увеличить свой статус до высокого. После этого становится очевидным, что через десять лет фирма начнет терять доходы. Тогда руководство решает дополнить набор другими СЗХ: в фазе зарождения и выведения на рынок (СЗХ-6 и СЗХ-7).
35
3 Матрица эволюции СЗХ
Оценка положения компании в долгосрочной перспективе:
СЗХ-7
СЗХ-2
СЗХ-4
СЗХ-1
СЗХ-6
СЗХ-3
СЗХ-4
СЗХ-1
СЗХ-2
СЗХ-3
СЗХ-5
36
3 Матрица эволюции СЗХ
Матрица баланса жизненных циклов:
Краткосрочная перспектива
Экстраполяция / Контрольные показатели
Долгосрочная перспектива
37
3 Матрица эволюции СЗХ
Балансирование набора СЗХ компании:
38
3 Матрица эволюции СЗХ
«Ловушки» матричного анализа:
Большое число СЗХ создает проблему информационной перегруз- ки руководства компании (на практике это происходит, когда число СЗХ приближается к 40-50).
Могут возникать конфликты финансовых приоритетов СЗХ и всей компании.
Матричная техника не учитывает эффект синергии для верти- кально интегрированных компаний или компаний, применяю- щих связанную диверсификацию
39
Тема: Матричный анализ в управлении хозяйственным портфелем
Литература 1. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Омега-Л, 2004. - 472с. 2. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Конспект лекций. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1995. – 65с. 3. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Экономистъ, 2004 - 416с. 4. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. М.: ИНФРА-М.; Новосибирск: Сибирское отделение, 2005. – 288с. 5. Томпсон А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер.с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 928с. 6. Томпсон А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Учебник для вузов / Пер.с англ. Под ред. Л.Г.Зайцева, М.И.Соколовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 576с.
40
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.