Матричный анализ в управлении хозяйственным портфелем, страница 2

Самая неприятная позиция. Находятся в невыгодном положе- нии по издержкам и рыночной доле. Иногда их сохраняют из жалости или упрямства, иногда – для заполнения ниши (чтобы не вводить конкурента в искушение).

Приоритетная стратегия – деинвестирование, и в любом слу- чае скромное существование. Для находящихся в углу – сокращение или ликвидация.

13

  1. Матрица БКГ

Пример для крупной российской издательской компании (весна 2001г.):

«Звезды»

«Дикие кошки»

Высокий (выше, чем в целом по экономике)

Современная российская проза Сатира и юмор

Детская литература Исторические романы Мемуары и жизнеописания

Темпы роста отрасли в постоянных ценах

«Дойные коровы»

«Собаки»

Низкий (ниже, чем в целом по экономике)

Философия Психология Поэзия Классика

Детективы Фэнтэзи Справочники и самоучители

Высокая (>1)

Низкая (<1)

14

Относительная доля рынка

  1. Матрица БКГ

Пример для крупной российской издательской компании (весна 2001г.):

В нишу сатиры и юмора компания пришла пять лет назад, сразу стала сотрудничать с именитыми авторами и через два года заняла в этом секторе лидирующие позиции.

Детективы (самая «удойная» литература) – ими компания занима- ется с момента основания. До 1998 года детективы находились в «звездном секторе», тиражи достигли 100-150 тыс., после тем- пы роста замедлились. Совокупные тиражи детективов в 100 раз превышают весь «звездный» сектор».

Детской литературой издательство занялось недавно и сразу стало наращивать свою долю в этом сегменте.

Философия и проч. – прекратить выпуск издательство не может. Во-первых, исчезновение их приведет к тому, что часть дистри- бьюторов обратится к конкурентам, во-вторых, могут уйти цен- ные сотрудники (видят в этом миссию издательства), в-третьих, не исключается новый всплеск интереса к такой литературе.

15

  1. Матрица БКГ

Основные рекомендации БКГ:

16

  1. Матрица БКГ

Нормальное состояние хозяйственного портфеля:

- достаточное количество «звезд» и «диких кошек» для обеспечения здорового роста компании (1-2 «звезды», нес- колько «кошек» для задела);

- достаточное количество «дойных коров» - для обес- печения инвестициями «звезд» и «диких кошек» (2-3 «коро- вы», возможно небольшое количество «собак»).

17

  1. Матрица БКГ

Достоинства матрицы БКГ:

Заостряет внимание на движении налич- ности и инвестиционных характеристиках каж- дого бизнеса – вопрос о распределении финансо- вых ресурсов между СЕБ.

18

  1. Матрица БКГ

Недостатки матрицы БКГ:

19

2 Матрица МакКинси

Различные названия этого метода:

Считается, что метод был предложен компанией General Electric (GE) и разработан при участии консалтинговой фирмы McKensey and Company. Под названием «Зеленые, желтые и красные сегменты» он был представлен в работе Д.Роджерса. Позднее эта матрица размерностью 2 х 2 получила назва- ние «Матрица «Дженерал Электрик – МакКинси».

Во второй половине 70-х годов под названием метод АВС он был использован французским концерном «Рон-Пуле» (Rhone Poulenc).

Компания «Шелл» (Shell) разработала «Матрицу дирекцион- ной политики» размерностью 3 х 3.

Современное название – матрица «привлекательность от- расли / позиция в конкуренции», а также матрица МакКинси. Иногда – «экран бизнеса». Размерность – 3 х 3.

20

2 Матрица МакКинси

Определение долгосрочной привлекательности отрасли:

21

2 Матрица МакКинси

Определение конкурентной позиции компании в СЗХ:

22

2 Матрица МакКинси

Методика построения матрицы МакКинси:

23

2 Матрица МакКинси

Построение матрицы:

Конкурентная позиция

Слабая

Средняя

Сильная

Высокая

Долгосрочная привлекательность отрасли

Средняя

Низкая

Высокий инвестиционный приоритет

Средний инвестиционный приоритет

24

Низкий инвестиционный приоритет

2 Матрица МакКинси

Оценка инвестиционных приоритетов для трех групп бизнеса:

25

2 Матрица МакКинси

Пример компании General Electric:

Многие финансовые аналитики дают очень высокую оцен- ку управления ее широко диверсифицированным портфелем. Последние 20 лет стратегия и инвестиции компании нап- равлены на поддержку деятельности только в тех отраслях, где компания могла занять первое или второе место на внут- реннем или мировом рынке. В 1981 году главой корпорации стал Джек Вэлч. Перед ме- неджерами подразделений он поставил задачу – занять в своей отрасли первое или второе место. Если это невозможно – под- разделение должно стать технологическим лидером в своей отрасли. В противном случае подразделение продается или ликвидируется. К 1990 году компания кардинально изменилась. Продажа нескольких предприятий принесла 9 млрд. долл., на приобре- тение новых было потрачено 24 млрд. долл. В результате 12 из 14 ключевых подразделений компании стали лидерами на внутреннем или мировом рынке.