4.2.2. Устранение
причин потенциальных несоответствий и предупреждение их появления позволяет:
-
обеспечить стабильные характеристики процессов и продукции
(услуг), удовлетворяющей потребности и ожидания потребителей;
-
сократить сроки и затраты на производство продукции (услуги);
-
избежать потенциально нежелательных ситуаций при производстве продукции
(услуги).
4.2.3. Потенциальные
несоответствия могут быть выявлены:
-
при работе с жалобами, претензиями, рекламациями поступающими
от потребителей;
-
при проведении внутренних и внешних аудитов;
-
при анализе деятельности со стороны руководства;
-
при контроле технологических процессов;
-
при анализе данных получаемых от соответствующих служб Общества
(УТК, отдела качества, лабораторий и т.д.).
4.2.4. Объектом
предупреждающего действия может являться процесс жизненного цикла продукции
(услуги) и вспомогательные процессы, а также любая другая деятельность,
связанная с выпуском продукции (услуги).
5.
Описание
процесса «Корректирующие и предупреждающие действия»
Блок-схема процесса «Корректирующие и предупреждающие
действия» приведена в приложении А и включает следующие действия:
-
регистрация (потенциального) несоответствия;
-
установление причин (потенциального)
несоответствия;
-
разработка документа по КД/ПД;
-
оценка достаточности КД/ПД;
-
выполнение КД/ПД;
-
проверка результативности КД/ПД;
-
регистрация закрытого (потенциального)
несоответствия.
5.1.
Регистрация (потенциального) несоответствия
5.1.1. Каждое
выявленное (потенциальное) несоответствие регистрирует лицо обнаружившее (потенциальное)
несоответствие в документе (отчет по результатам внутреннего и внешнего аудита,
журнал регистрации жалоб/претензий от потребителей, журнал регистрации поступающих
предложений, заявлений и жалоб, протокол и т.п.)
5.1.2. Документ
о (потенциальном) несоответствии должен содержать следующую информацию:
-
дату выявления (потенциального)
несоответствия;
-
место выявления (подразделение,
цех, участок, отдел и т.д.);
-
описание (потенциального) несоответствия;
-
информацию о лице, оформившем
документ о (потенциальном) несоответствии.
5.2.
Установление причин (потенциального) несоответствия и их анализ
5.2.1. Руководитель
подразделения (в котором выявлено (потенциальное) несоответствие) организует
работу по изучению и анализу причин возникновения несоответствия.
5.2.2. Изучение
причин несоответствия проводят путем сбора необходимой информации (данных
аудита СМК, анализа данных, протоколов контроля и испытаний, мнения работников,
имеющих отношение к рассматриваемой проблеме и др.) и их тщательного
анализа.
5.2.3. При
анализе причин возникновения несоответствия используют разнообразные методы
(например, причинно-следственная диаграмма, диаграмма потока-процесса, метод
мозгового штурма и др.), включая статистические методы.
5.2.4. Анализ
причин возникновения несоответствия проводят с учетом прошлого опыта,
использованием знаний результатов аналогичных, ранее принятых в подобных
ситуациях решений.
5.2.5. Анализ
несоответствия проводят в оперативном порядке на производственных совещаниях,
совещаниях по качеству, либо на этапе установления причин возникновения
несоответствия и оформляют в соответствующих документах (протокол, акт и т.п.).
5.3.
Разработка проекта документа по КД/ПД
5.3.1. По
итогам аналитической работы руководитель подразделения (в котором выявлено
(потенциальное) несоответствие) разрабатывает документ (планы, мероприятия,
программы, приказы, протоколы, распоряжения и т.п.), в котором указывают:
- содержание КД/ПД для устранения причин возникновения
несоответствий (при необходимости, указывают этапы реализации КД/ПД);
-
сроки реализации КД/ПД (начало и
окончание этапов КД/ПД);
-
лицо (лица), ответственные за реализацию
КД/ПД.
5.3.2. Копии
документа направляют через секретаря (ответственного за ДОУ), в соответствии с ИД
710/04/01, исполнителям КД/ПД и отдел качества, а также заинтересованным
подразделениям в выполнении КД/ПД.
5.4.
Оценка достаточности КД/ПД
5.4.1. Оценку
достаточности КД/ПД осуществляют согласно п. 5.14 ДП СМК 8.2.2-01-2006.
5.5.
Выполнение и проверка результативности КД/ПД
5.5.1. Руководитель
подразделения, в котором необходимо провести КД/ПД, назначает ответственное
лицо за выполнение КД/ПД, и делает об этом отметку в документе по КД/ПД.
5.5.2. По
итогам проведения КД/ПД и выполнения всех запланированных мероприятий специалист
по качеству (аудитор) осуществляет проверку предпринятых КД/ПД.
5.5.3. Если
выполненное КД/ПД устранило выявленное (потенциальное) несоответствие, то (потенциальное)
несоответствие считают закрытым.
5.5.4. Результат
выполнения КД/ПД подтверждают справкой, актом или др. документами.
5.5.5. В
случае если КД/ПД не было реализовано в запланированные сроки, то в отчете,
справке и т.п. указывают причины не выполнения мероприятий и дальнейшие
действия по устранению данного несоответствия.
5.6.
Регистрация закрытого (потенциального) несоответствия
По результатам подтверждения выполненных КД/ПД
(потенциальное) несоответствие считают закрытым и специалист по качеству
(аудитор) делает отметку о закрытии (потенциального) несоответствия в документе
о (потенциальном) несоответствии (протокол, акт, отчет и т.п.).
6.
Ответственность
Матрица ответственности по этапам процесса
«Корректирующие и предупреждающие действия» представлена в приложении Б.
Наличие
ДП СМК 8.5-01-2012 соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и разрешена
для использования в системе менеджмента качества ООО «ГК Астория».
СОГЛАСОВАНО
1.
Представитель руководства
по
качеству -
Директор
по качеству ООО «ГК Астория»
____________Я. Н. Клышева
___ ___________201__ г.
|
4.
Куратор – Специалист по качеству ООО «ГК Астория»
____________ И. Э. Исаченко
___
__________201__ г.
|
2.
Руководитель
Подразделения-разработчика
-
Директор
по качеству ООО «ГК Астория»
____________ Я. Н. Клышева
___
__________200__ г.
|
5.
Начальник бюро ДОУ
ООО «ГК Астория»
____________ М.У. Шмелев
___
__________ 200__ г.
|
3.Ответственный
за СМК в ПР -
Специалист
по качеству
ООО «ГК Астория»
______________
И. Э. Исаченко
___
___________ 201__ г.
|
|
Приложение
А