Цель: обсуждение и составление правил, важных для приятного позитивного диалогического общения.
Примерный список правил:
ð Не грубить;
ð Не давать оценок;
ð Слышать другого;
ð Чувствовать другого;
ð Быть тактичным;
ð Быть доброжелательным;
ð Проявлять сочувствие;
ð Принимать точку зрения другого.
5. Упражнение “Глухонемой”
Цель: освоение вербальных и невербальных средств общения, развитие умения “читать” невербальные элементы общения.
6. Упражнение “Построй скульптуру”
Цель: преодоление психологических барьеров и развитие навыков установления контакта.
7. Упражнение “Релаксация под музыку”
Цель: преодоление психологических барьеров и развитие навыков установления контакта, развитие чувственности в восприятии другого человека и самого себя.
8. Рефлексия.
Ответьте на вопросы: “Что нового я получил на занятии? Что можно использовать в жизни?”
9. Домашнее задание: ответьте на вопрос: “Что вы предпринимаете для того, чтобы найти контакт с ребенком?”
Занятие 2
Цель: формирование навыков диалогического общения.
Основные задачи- выработать умения:
Ø безусловного принятия ребенка;
Ø совместной деятельности;
Ø невмешательства в занятия ребенка, с которыми он справляется;
Ø оказания помощи по просьбе ребенка;
Ø поддержки успехов;
Ø доверия;
Ø конструктивного разрешения конфликтов;
Ø использования в повседневном общении фраз:
- мне хорошо с тобой,
- я рада тебя видеть,
- я по тебе соскучился,
- ты мой хороший и т.д.
Ø ежедневного выражения любви (объятия, поцелуи).
Ход занятия:
1. Упражнение “Здравствуй, это я!”
Цель: установление доброжелательной атмосферы в группе, настрой на работу.
2. Рефлексия прошлого занятия.
3. Обсуждение домашнего занятия.
4. Групповая работа.
Цель: составить позитивный родительский план общения с ребенком.
5.Упражнение “Каким я был в детстве”
Цель: выработать умение безусловного принятия ребенка.
6. Упражнение “Раз, два, три - ладошки покажи”
Цель: преодоление психологических барьеров и развитие навыков установления контакта, развитие чувственности в восприятии другого человека и самого себя.
7. Релаксация “Коридор времени”
Цель: снятие напряжения.
8. Упражнение “Качели”
Цель: развитие чувственности в восприятии другого человека и самого себя.
9. Рефлексия.
10. Домашнее задание: ответить на вопрос: “Как стать героем для своего ребенка?”
Занятие 3
Цель: формирование навыков эффективного общения.
Задачи:
Ø различать понятия “слышать” и “слушать” собеседника;
Ø научить следовать правилу - человек может сказать, не может сказать, не хочет сказать;
Ø отсутствие давления на собеседника голосом, манерой речи;
Ø принятие активной позы для говора;
Ø научить сосредоточивать взгляд на говорящем;
Ø выработать умение соглашаться с собеседником, принимать его точку зрения, не оценивать разговор преждевременно.
Ход занятия:
1. Упражнение “Открытка”
Цель: снятие тревожности и эмоционального подъема.
2. Упражнение “Поезд”
Цель: создание позитивного психологического климата в группе, доверие и приятие друг друга.
3. Рефлексия прошлого занятия.
4. Обсуждение домашнего занятия.
5. Теоретическая информация.
Разьяснение особенностей подросткогого возраста.
6. Упражнение “Кто я?”
Цель: самоопределение.
7. Упражнение “Шар”
Цель: снятие тревожности и эмоционального подъема.
8. Упражнение “Был такой случай”
Цель: отработка навыков эффективного слушания.
9. Упражнение “Рисуем картину”
Цель: выработать умение соглашаться с собеседником, принимать его точку зрения, не оценивать разговор преждевременно.
10. Рефлексия.
11. Домашнее задание.
Что для вас обозначает понятие “Мой лучший друг?”
Занятие 4
Цель: развитие следующих навыков: принятия, дружелюбия, гуманистического подхода к воспитанию ребенка.
Задачи: научить различать:
Ø отвержение и принятие;
Ø сверхтребовательность и дисциплину;
Ø гиперопеку и заботу.
Ход занятия:
1. Упражнение “ Подарок”
Цель: развитие умения слышать и слушать, навыка чтения невербальных сообщений.
2. Рефлексия прошлого занятия.
3. Обсуждение домашнего занятия.
4. Групповая работа по нахождению положительных качеств друг в друге.
5. Упражнение “Мудрый старик”
Цель: различать сверхтребовательность и дисциплину, гиперопеку и заботу.
6. Упражнение “Наблюдательность”
Цель: развитие наблюдательности.
7. Упражнение “Я с вами”
Цель: способствовать развитию чувства принадлежности к группе.
8. Упражнение “Закончить фразу”
Цель: отработка умения использовать в повседневном общении фразы: «мне хорошо с тобой», «я рада тебя видеть», «я по тебе соскучился», «ты мой хороший» и т.д; ежедневное выражение любви (объятия, поцелуи).
9. Теоретическая информация “Гуманизм в межличностных отношениях”.
10. Упражнение “Картина”
Цель: различать понятия “слышать” и “слушать” собеседника, развивать чувственность в восприятии другого человека и самого себя.
11. Упражнение “Цивильный спор”
Цель: отработать навыки диалогического общения и использования фраз типа: “Если я правильно тебя понял/а …ты хотел/а сказать, что …”
12. Рефлексия.
13. Домашнее задание.
Заполнить тест Т. Лири “Межличностные отношения в семье” (родителям и детям отдельно).
Занятие 5
Цель: развитие навыков уверенного поведения и умения применять в своей речи “Я-высказывания”.
Задачи: выработать следующие навыки и умения:
Ø Различать уверенное и неуверенное поведение;
Ø Видеть в поведении маркеры уверенности и неуверенности;
Ø Поддержать формирование уверенного поведения.
Ход занятия:
1. Теоретическая информация “Уверенное и неуверенное поведение”.
2. Упражнение “Ролевые ситуации”
Цель: отработка навыков уверенного поведения в ролевых ситуациях.
3. Обсуждение домашнего занятия.
4. Упражнение “Комплимент”
Цель: развитие навыков уверенного поведения.
5. Упражнение “Мой сосед – это…”
Цель: развитие умения применять в своей речи “Я-высказывания”.
6. Упражнение “Ситуация”.
Цель: выработать умение различать уверенное и неуверенное поведение
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.