Реабилитационная работа со взрослыми и детьми, пережившими утрату

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Работа начинается с того, что вы пишете человеку письмо, в котором довольно подробно излагаете все свои переживания, события и их влияние на вашу жизнь. Вы также можете задать вопросы этому человеку.

Второе письмо. Вы сочиняете ответ от лица этого человека, который вы боялись бы услышать.                

Третье и последующие письма. Эти письма самые важные, так как они приносят вам освобождение. Для этого нужно представить, что вы и этот человек одинаково раскаиваетесь. Вы рассказываете ему о своих позитивных намерениях и от его лица пишете четвертое письмо о его позитивных намерениях. Этот человек с лучшими намерениями отвечает на ваши вопросы. Вы ведете с ним диалог до тех пор, пока не договоритесь между собой. Вы прощаете друг друга, и на этом прощаетесь».

«Письмо, в котором я говорю тебе «спасибо»

Психолог: «Очень часто люди воспринимают любовь, понимание и поддержку других как данность, никак этого не отмечая, или же, испытывая чувство благодарности, стесняются выразить его. Если мы научимся легко и свободно говорить другим, что замечаем их внимание к нам и рады этому, то сможем чаще испытать приятное чувство от того, что и другие нас ценят.

Детям свойственно выражать благодарность непосредственно и открыто. Взрослые же делают это обычно осознанно и преднамеренно, показывая тем самым другому человеку, что ценят сделанное им добро.

Напишите письмо благодарности умершему человеку. Скажите в нем все, что хотели, но по какой-то причине не высказали раньше. Может быть, вам удастся передать в этом письме радость, удовольствие и другие положительные эмоции, которые вы испытали благодаря ему. У вас есть для этого четверть часа».

«Письмо умершему»

Ужас перед смертью настолько стал составной частью нашей культуры, что нередко, пережив утрату, мы надолго застываем в состоянии скорби. Предлагаемое упражнение может быть полезно детям, подросткам и взрослым для того, чтобы найти более адекватное продолжение отношений с ушедшим человеком и выразить то, что они не успели сказать ему при жизни.

Психолог: «Каким образом ваша семья чтит почившего друга (или близкого)? Ходите ли вы на кладбище? Отмечаете ли вы все вместе день его рождения или смерти? Делаете ли еще что-нибудь? Или вы оставляете на собственное усмотрение каждого то, как он будет помнить об умершем? Живым полезно время от времени вспоминать о мертвых. Мы знаем, что когда-то мы сами должны будем умереть. И почему бы нам не относиться к смерти как к чему-то естественному? Наше бессознательное часто обращается к смерти — мы встречаемся с ней в своих снах, при каждой утрате.

Кто из покойных членов вашей семьи, друзей или знакомых настолько значим для вас, что вы хотели бы написать ему небольшое письмо? В этом письме вы можете рассказать ему, как идут ваши дела, что происходит в вашей жизни, что вы сами узнали и поняли о смерти, как пережили его кончину. Можно выразить невысказанные до сих пор чувства, рассказать о том, что значил для вас этот человек. И пусть ваше письмо несет ему печать вашей собственной радости от жизни. У вас есть для этого 20 минут».

«Послание небес»

«Послание небес» - это важное сообщение, которое посылает пишущему его бессознательное. Использованная в названии метафора нужна для того, чтобы послание исходило от взрослой части личности (от Сверх-Я). Упражнение подходит как для начала работы, так и для ее завершения. В первом случае человек может задать вопрос, побуждающий задуматься о своих планах, например: «Как бы я хотел изменить свою жизнь в следующем году?» Во втором случае это послание должно носить скорее обобщающий и итоговый характер.

Психолог: «Представьте себе, что вы на прогулке... Вы идете по дороге, которая вам нравится, наслаждаясь впечатлениями от окружающего мира... Вы чувствуете себя легко и свободно, вы открыты всему, что можете видеть и слышать, всему, что происходит вокруг вас.       

Представьте себе, что с неба медленно спускается какое-то письмо и ложится на землю около ваших ног... Вы останавливаетесь и поднимаете его.

Что оказалось в вашей руке? Это запечатанный конверт, сложенный листок или что-то другое? Написано ли на нем имя отправителя? Кто указан в качестве адресата?        

Хочется ли вам прочесть это послание? Можете ли вы его разобрать? Оно написано от руки или напечатано? А может быть, оно выполнено как-то иначе? Что там написано?

Что вам хочется сделать с этим посланием? Задуматься над ним? Выбросить

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
211 Kb
Скачали:
0