Методический материал в помощь психологам, работающим с детьми с детьми с отклонениями в развитии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Содержание

Введение………………………………………………………………..

с.2

Законодательство в области защиты «особых детей»………………

с.3

Основные понятия специальной психологии…………………..........

с.4

Психологическое обследование детей с ограниченными возможностями……………………………

с.8

Социальная адаптация детей с проблемами в развитии……………

с.14

Реабилитация средствами искусства…………………………………

с.15

«Связующая нить» - программа тренинга с родителями и детьми...

с.20

Приложения …………………………………………………………...

с.44


Введение

По данным информационно-аналитического доклада Министерства  труда и  социального развития Республики Коми «О положении детей в Республике Коми» на 277464 человека детского населения приходится 5382 ребенка-инвалида. Таким образом, показатель распространенности детской инвалидности составил 194 человека на 10 тысяч детского населения.

В психолого-педагогической реабилитации нуждаются 40,5% всех детей-инвалидов.

В Республике Коми продолжает развиваться сеть реабилитационных учреждений. В 2002 году открыты реабилитационные отделения в Удорском и Усть-Куломском районах. В настоящее время в социальной системе республики для детей с ограниченными возможностями функционирует 9 центров и 9 отделений. При этом в ряде территорий реабилитация детей-инвалидов осуществляется в центрах социальной помощи семье и детям.

Реабилитация проводится на основе индивидуальных программ, которые разрабатываются бюро медико-социальной экспертизы и специалистами реабилитационных центров. В докладе указывается, что существует проблема несоответствия программ реабилитации и реальной базы их реализации. В этой связи большое значение приобретает подготовка специалистов для работы с детьми, имеющими инвалидность.

Настоящий  сборник предлагает методический материал в помощь психологам социальных центров, работающим с детьми-инвалидами. Он содержит в себе перечень законодательных актов, теоретический и практический материал по вопросам  диагностики детей с ограниченными возможностями,  применения средств искусства в целях реабилитации и адаптации «особых» детей,  групповой работы с родителями.  Освещение в сборнике общих понятий  из области специальной психологии позволит  педагогам-психологам грамотно разрабатывать индивидуальные программы реабилитации и строить свою деятельность с учетом особенностей каждого конкретного ребенка.

Законодательство в области защиты «особых детей»

1.  Декларация прав ребенка.

Провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959г.

2.  Конвенция о правах ребенка. от 20 ноября 1989г.  Ратифицирована  Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990г.

3.  Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1971г.

4.  Декларация о правах инвалидов от 9 декабря 1975г.

5.  Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования.

Принята Генеральной ассамблеей ООН 14 декабря 1960г. Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962г.

6.  Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития   детей  от 30 сентября 1990г.

7. Стандартные  правила обеспечения  равных возможностей для инвалидов. Приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993г. Резолюция 48/96.

8. Указ Президента РФ от 2.10.92 г. №1157.

9. Закон РФ «Об образовании» от 25 октября 1991г. Редакция Федерального  Закона РФ от 13 января 1996г. №12-ФЗ.

10. Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября  1995г. №181-ФЗ.

11. Постановление Министерства труда и социального развития от 14      декабря 1996г. №14 «Примерное положение об индивидуальной программе     реабилитации инвалида (ИПР)».

12. Закон СССР от 11.12.90 «Об основных началах социальной защищенности     инвалидов».

13. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее  оказании».

14. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Принят Государственной  Думой 3 июля 1998г. Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998г.

15. Примерное положение о реабилитационном учреждении.    Утверждено в марте 1998г. Министерством труда и социального развития,      Минздравом РФ и  Министерством общего и профессионального  образования РФ во исполнение п.2 Распоряжения Правительства РФ №210 от 19 февраля  1996г.


Основные понятия специальной психологии

Специальная психология как самостоятельная дисциплина. Основные понятия специальной психологии. Принципы компенсаторного процесса. Классификация дизонтогенеза. Причины детских аномалий.

Специальная психология является  сравнительно молодой отраслью психологической науки, находящейся в периоде становления и развития. До сих пор не прекращаются споры о том, считать ли специальную психологию самостоятельной дисциплиной или рассматривать эти вопросы в области общей психологии. Долгое время специальная психология рассматривалась как  составная часть дефектологии – науки о психофизических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания.

Основой для выделения специальной психологии как самостоятельной науки послужила специфичность отражения мира при тотальных (полных) и парциальных (частичных) нарушениях слуха, зрения, интеллекта или при множественных дефектах.

Предметом изучения специальной психологии является психика ребенка

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
312 Kb
Скачали:
0