Детская агрессия: диагностика, профилактика, методы психологической коррекции

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Содержание

Введение………………………………………………с.2

Концепции агрессии………………………………….с.3

Закономерности развития агрессии

 в детском возрасте…………………………………...с.5

Социализация агрессии………………………………с.6

Направления психосоциальной помощи……………с.11

Методы диагностики…………………………………с.13

Метод наблюдения……………………………..…….с.13

Проективные методы………………………....……..с.13

Опросники……………………………………….…….с.23

Приложения…………………………………………..с.29


Введение

Сегодня никого уже не удивишь все возрастающей агрессивностью детей и подростков. Проявление жестокости по отношению к  сверстникам и взрослым становится реальностью нашей жизни. Многие объясняют это нестабильным экономическим положением, социальной незащищенностью граждан и многими другими причинами. Данные факторы, конечно, нельзя сбрасывать со счетов, но почему  даже в материально обеспеченной и внешне благополучной семье иногда дети становятся озлобленными, агрессивными?

О проблеме детской агрессии написано достаточно книг и статей, в которых описываются механизмы возникновения агрессии, ее проявления, указываются возможные причины ее развития, данные научных исследований по теме агрессии. В пособии агрессия больше будет рассматриваться как стремление нанести вред окружающим, стремление к разрушению. Акцент будет сделан на работу с семьей, то есть с той средой формирования личности ребенка, в которой закладываются, а в дальнейшем могут развиться и закрепиться агрессивные тенденции в поведении ребенка.

Несмотря на усилия многих специалистов, работающих с детьми, направленные на предотвращение развития агрессии в ее деструктивной форме, жестокость, озлобленность среди детей и подростков не уменьшается, а наоборот, получает все большее распространение, потому что ребенок, видя взаимоотношения между членами своей семьи, часто усваивает именно агрессивный опыт поведения и взаимодействия с людьми. Что может сделать семья для того, чтобы предотвратить развитие деструктивной агрессии, которая в дальнейшем может привести к правонарушениям или каким-либо зависимостям? Что можете сделать Вы, чтобы помочь в этом родителям и их детям? В этой работе сделана попытка помочь Вам.


Проблема детской агрессии в последние годы становится все более актуальной среди многих других проблем детства. Ее обсуждению всегда приписывалась деструктивная окраска. Это связано с тем, что социально опасные последствия агрессивного поведения, привлекая к себе особое внимание, наполнили этот термин лишь отрицательным смыслом, что привело к отрицанию социально одобряемой агрессии. Это никак нельзя признать справедливым, так как агрессия является  неотъемлемой динамической характеристикой активности и адаптивности человека, в социальном плане личность должна обладать  определенной степенью агрессивности, в противном случае это приводит к податливости, ведомости, пассивности поведения. Агрессивность является одной из важнейших характеристик действий и поступков, определяющих устанавливаемые взаимоотношения между людьми, а также эффективность индивидуального личностного развития.

Агрессия может проявляться в различных формах: от прямого физического воздействия (применение силы), словесных оскорблений и запугивания противника грядущими неприятностями до косвенных замечаний и скрытых попыток осуществить принудительное управление действиями другого человека.

Существует множество причин, провоцирующих проявления агрессии в деструктивной форме. Для того чтобы понять, что приводит к проявлению агрессии в жестокости, злобе, необходимо рассмотреть концепции возникновения агрессии.

Концепции агрессии

Из существующих западных концепций возникновения агрессии можно выделить три наиболее значимых.

Первая из предлагаемых концепций включает в себя теории, которые утверждают, что агрессия - это врожденное качество индивида. Одна из таких теорий - теория влечений, основоположником которой является З. Фрейд. Свои взгляды он основывал на имеющихся у человека более мощных, чем другие, двух инстинктах: либидо (сексуальное влечение) и мортидо (влечение к смерти). Первое влечение Фрейд связывал с созидательными тенденциями в поведении человека: любовью, заботой, близостью, второе - с энергией разрушения: злобой, ненавистью, деструктивностью.

Вопрос о том, является ли агрессия врожденным качеством,   спорен. Даже если это так, то позитивные пути социализации агрессии приводят к отказу от ее прямых проявлений. Поэтому последователи Фрейда стали рассматривать не только биологическую, но и социальную стороны агрессии.

Вторая концепция возникновения агрессии гласит, что причиной ее возникновения является фрустрация и называется она, соответственно, фрустрационной теорией (Дж. Доллард).

Фрустрация - это психическое состояние, вызываемое непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели, интенсивное переживание неудачи, т. е. фрустрация появляется тогда, когда есть помеха осуществлению намеченной цели. Величина фрустрации зависит от силы желания выполнить действие и значительности возникающей помехи. С каждой последующей неудачной попыткой преодолеть помеху фрустрация

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
210 Kb
Скачали:
0