Работа психолога с родителями, имеющими детей с отклонениями в развитии: Методологическое пособие

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Кроме того, на занятиях родители сплачиваются друг с другом, находят себе единомышленников, людей с общими проблемами. Все это делает их более уверенными в себе.

Таким образом, программа семинаров должна содержать не только приемы современной практической психологии, но и достаточно объемные теоретические знания по общей, возрастной психологии, специальной педагогике и психологии.

Темы семинаров:

-  «Особый ребенок» и «особое» отношение. История вопроса.

-  Понятие «нормы» и «патологии». «Особые дети»: дети с особенностями развития.

-  Этапы формирования человека: от зачатия до подросткового периода. Возрастная периодизация.

-  Формирование навыков самообслуживания.

-  Поощрения и наказания. Проблема «нормирования» «особого» ребенка.

-  Развитие познавательных функций у «особых» детей: что может сделать семья. Обсуждение конкретных рекомендаций педагогов и психологов.

-  Развитие социальных навыков у «особых» детей.

-  Проблема детских страхов и способы их преодоления.

-  Творчество как способ самовыражения и адаптации «особых» детей. Совместное творчество с детьми.

-  Домашняя юридическая консультация. Правовое обеспечение «особых» детей и их родителей и другие.

Родители, осознающие важность своего вклада в процесс социальной адаптации ребенка, имеющие творческие резервы и веру, представляют собой мощную силу. Задача специалиста заключается в том, чтобы направить ее в «правильном» направлении. Таким образом, происходит социальная интеграция не только детей, но и их родителей.

Материал к семинарам

«Особый ребенок» и «особое» отношение. История вопроса

Никто из специалистов до сих пор не может сказать уверенно  о причине рождения «особых» детей: одни это связывают с наследственными заболеваниями, другие - с хромосомными нарушениями… Важно знать, что рождение таких детей имеет какой-то специфический смысл, что это «не ошибка природы», а нечто целесообразное  и оправданное.

Действительно, если заглянуть в историю, такие люди существовали всегда. Однако отношение к ним менялось со временем. В Древней Греции слабых мальчиков сбрасывали со скалы. В Средневековье сжигали на кострах инквизиции. Лишь начиная с эпохи Возрождения меняется отношение к человеку и к «особому» человеку в частности. Общество переходит от презрения к призрению. Люди с отклонениями объявляются больными. Для обеспечения условий существования организуются различные дома.

В середине XVIII века появляются первые учебные заведения: институт глухих в Варшаве, школы для умственноотсталых. Однако для успешного обучения таких людей появилась необходимость в их изучении. Так начала развиваться специальная психология.

Одной из особенностей русской культуры было обращение церкви к воспитанию убогих. Издавна при монастырях находились дети и взрослые, которые требовали помощи здоровых людей. Их обучали труду - они занимались промыслами, сельским хозяйством, чем кормились и доживали до старости. Вокруг этих людей в обществе складывалось доброе, гуманное отношение. Часто такие люди были при дворянских и боярских домах - юродивые.

Первые специальные учреждения для детей с проблемами в развитии возникли в Санкт-Петербурге, потому что именно там на западный манер развивались науки и искусство. В 1806 году в Петербурге В.И. Флери была организована первая специальная школа на Гороховой улице. Появились первые ученые сурдопедагоги.

К началу ХХ века на базе этой школы была создана русская система обучения детей с нарушениями слуха. Основной задачей было развитие природных задатков глухого в единстве с развитием речи и усвоением общеобразовательных и профессиональных знаний и умений. Большое внимание придавалось сближению обучения глухих и слышащих сверстников в народной школе.

В 1807 году французом Гаюном открылась первая школа для слепых. Несомненно, в эти школы попадали дети с глубоким нарушением интеллекта.

В 1837 году при монастыре открыт первый приют для дневного надзора за детьми, матери которых идут на заработки. Позднее они превратились в приюты продолжительного проживания детей

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
315 Kb
Скачали:
0