Общее представление о тесте MMPI. Краткий экскурс в историю MMPI. Основные модификации MMPI

Страницы работы

9 страниц (Word-файл)

Содержание работы

"Общее представление о тесте MMPI"

A. , 2002)

Введение

Тест MMPI является одним из самых известных инструментов в психодиагностике. Причин тому множество. Во-первых, это один из первых "супертестов", который подвергался за время своего существования многочисленным проверкам на качество диагностики. Во-вторых, он стал предметом множества модификаций и послужил основой для создания большого числа других опросников. В-третьих, он используется для уточнения психологических, клинических и нозологических диагнозов, а также для валидизации шкал других тестов. В-четвёртых, была доказана релевантность его применения для решения самых разнообразных задач в самых разнообразных отраслях психологии.

В связи с последним обстоятельством ссылки на MMPI весьма часто встречаются на страницах научной литературы. При этом авторы практически никогда не дают развёрнутых комментариев по поводу этих ссылок, предполагая, что квалифицированный психолог по своему статусу должен знать некоторый минимум по тесту MMPI. Кроме того, некоторые термины и вербальные обороты, применяющиеся только в MMPI, стали специфическим профессиональным психологическим жаргоном: "тип личностного профиля", "пик по шкале" и др. Интересно, что некоторые из таких оборотов позднее стали использоваться и в литературе, посвящённой другим тестам.

В начале MMPI был известен только узкому кругу специалистов, занимающихся вопросами медицинской и клинической психологии. Позднее, когда специалисты начали отходить от использования его в чисто клинических целях, тест получил широкое распространение. В связи с этим появилось множество источников, где процедура диагностики изложена слишком поверхностно и посредственно, что заставляет меня сразу дать несколько императивных рекомендаций:

1.  Не используйте тест без основательного изучения теории и практики.

2.  Пользуйтесь только качественной литературой (см. список в конце). Атрибуты качественной литературы: известные авторы, большой объём, профессиональный язык, развёрнутые комментарии, подробно и поэтапно расписанная процедура, данные психометрической проверки, результаты прикладных исследований, разбор примеров, описание областей релевантного применения.

3.  Использование лицензионных программных продуктов.

4.  Соблюдения принципа единства использования модификации теста, стимульного материала, ключей и интерпретации. Другими словами стимульный материал, ключи, нормы и интерпретация должны относиться к одному используемому литературному источнику.

5.  В интерпретацию должен включаться тот минимум информации, за который психолог, проводивший обследование и обработку, может ручаться и нести ответственность. Иначе говоря, лучше дать информации меньше, но достоверной, чем больше, но полемичной.

Порядок работы:

1.  Изучите общие сведения о тесте.

2.  Ответьте на вопросы теста MMPI.

3.  Обработайте результаты, переведите их в Т-баллы, постройте профиль.

4.  Ознакомьтесь с теоретическими основами интерпретации.

5.  Произведите минимальную интерпретацию: оценку достоверности профиля, реакцию на тестирование, характер адаптации, акцентуированные черты личности (если есть), типовую близость.

Краткий экскурс в историю MMPI. Основные модификации MMPI

Методика MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory = Миннесотский многоаспектный личностный перечень) была создана американскими исследователями S. Hathaway & J. McKinley в 1941 г. и предназначалась для отбора военных лётчиков во время второй мировой войны. Выделенные первоначально шкалы опирались на клиническую классификацию Э. Крепелина. На протяжении 1942-1949 гг. он проходил авторскую доработку, а на протяжении следующих лет многократно дорабатывался. Первое руководство ("An MMPI handbook") было написано уже W.G. Dalhstrom & G.S. Welsh и вышло только в 1960 г. Однако, работы по улучшению методики продолжали проводиться и далее.

В СССР и РФ наиболее известны 4 "прямые" адаптации исходной методики:

1.  СМИЛ – стандартизированный многофакторный метод исследования личности, адаптирован Л.Н. Собчик на базе ВНИИ неврологии и психиатрии им. В.М. Бехтерева и состоящий из 566 вопросов. Тест имеет 4 контрольных, 10 основных и около 118 дополнительных шкал. Интерпретация основана на ортогональной типологии и теории ведущих личностных тенденций Л.Н. Собчик.

2.  ММИЛ – методика многостороннего исследования личности. Адаптация проведена Ф.Б. Березиным и М.П. Мирошниковым на базе психиатрической клиники С.С. Корсакова ММА им. И.М. Сеченова. Первая публикация была в 1967 г. и далее дорабатывалась. Тест имеет 377 утверждений, сгруппированных в 3 оценочных и 10 основных шкал. Интерпретация опирается в основном на традиции отечественной медицинской и клинической психологии. В частности первые варианты предназначались для уточнения клинических диагнозов и оценки психофармакологического эффекта.

Похожие материалы

Информация о работе