1. Содержательно-описательная. Интерпретация содержит описание полученных результатов с т. зр. актуального состояния испытуемого, состояния "здесь и теперь". Поскольку психологический диагноз подобного рода ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, его называют также симптоматическим. Примером составления интерпретации подобного рода может служить т. наз. "личностный портрет".
2. Прогностическая. Результаты рассматриваются с позиций наиболее вероятных вариантов развития актуальной ситуации в будущем. В интерпретации содержатся прогнозы динамики выявленных тенденций в течение определённого периода времени с учётом условий, в которых может оказаться испытуемый.
3. Гипотетическая. Результаты рассматриваются с точки зрения тех причин, которые могли вызвать актуальное состояние, т.е. полученные результаты. Поскольку большинство тестов выдаёт информацию об актуальном состоянии испытуемого, причины могут формулироваться в основном гипотетически. Пример: ситуации уточнения медицинского диагноза или выяснение предположительных механизмов компенсации тревоги. Психологический диагноз, который учитывает не только наличие определенных особенностей, но и причины их возникновения, называется этиологическим.
4. Критериальная. Результаты рассматриваются с т. зр. некоторых критериев, нормативов, которым испытуемый должен (или не должен) соответствовать. Эти критерии могут быть получены на основе обобщения результатов какой-либо выборки или заданы искусственно. Пример: ситуации профессионального отбора, отнесение результатов к какой-либо группе.
5. Сравнительно-дифференциальная. Результат испытуемого рассматривается с точки зрения сходства или различия с результатами других испытуемых, одного или нескольких. Пример: ситуации профессионального отбора или семейного консультирования.
6. Ипсативная. Результаты рассматриваются с позиций сравнения актуальных результатов с индивидуальной нормой или предыдущими данными для оценки личностной динамики. Пример: ситуации оценки эффективности терапии, выявления степени индивидуальной дезадаптации, динамики психического состояния. Психологический диагноз, определяющий место и значение полученных данных в целостной, динамической картине личности, Л.С. Выготский назвал типологическим. Это наивысший уровень интерпретации данных в психодиагностике.
Литература:
1. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения). М.: Фолиум, 1994. 175 с.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2000. 528 с.
3. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. СПб.: Братство, 1994. 364 с.
4. Зайцев В.П. Вариант психологического теста Mini-Mult// Психол. журн. 1981. Т. 2. № 3. С. 118-123.
5. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М.: Просвещение, 1985. – 319 с.
6. Пособие по применению MMPI/ Сост. А.А. Рукавишников, Н.Г. Руковишникова, М.С. Соколова. – Ярославль: НПЦ "Психодиагностика", 1993. 116 с.
7. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Методическое руководство. М.: МКЦ при ГУ по труду и соц. вопросам Мосгорисполкома, 1990. 75 с.
8. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. СПб.: Речь, 2000. 219 с.
[1] Варианты инструкции могут иметь незначительные различия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.