I.2. Теория и методика физической культуры и спорта как наука и учебная дисциплина и исторические аспекты её становления
Теория физической культуры и спорта физического воспитания как научная дисциплина и учебный предмет. Связь теории физической культуры и спорта физического воспитания с другими научными дисциплинами. Основные этапы и источники развития ТФВ. Интегративная роль теории и методики физической культуры и спорта физического воспитания в системе профилирующих дисциплин. Основные компоненты физической культуры и спорта физического воспитания как педагогического процесса.
I.3. Системность компонентов, составляющих область физической культуры и спорта. Цель и задачи функционирования физической культуры в обществе. Формы построения занятий физическими упражнениями. Оценка эффективности физкультурно-спортивных занятий
Исторические аспекты становления теории и методики физического воспитания и спорта. Целевая ориентация ФК в современных условиях жизни. Социальные функции физического воспитания.
Сущность оздоровительной, образовательной и воспитательной задач.
I.4. Общая характеристика физической культуры
Основные определяющие черты системы физической культуры. Основные документы, определяющие идейную основу физической культуры физического воспитания в России: «Закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации»; «Закон об образовании». Программно-нормативные основы физической культуры физического воспитания: спортивная классификация; программы по физическому воспитанию в образовательных учреждениях. Научно-методические основы. Характерные черты современных организационных форм системы физической культуры.
Общая характеристика дидактических основ физического воспитания и спорта.
I.5. Дидактические принципы, регламентирующие процесс формирования физической культуры личности
Принципы, их роль в регламентации физического воспитания. Общие педагогические принципы и требования к их реализации в физическом воспитании (сознательности и активности; наглядности; систематичности; постепенности и последовательности; доступности и индивидуальности). Современные общепедагогические принципы (природосообразности и культуросообразности), их роль и место в физическом воспитании.
Специфические принципы физического воспитания, их характеристика. Принципы непрерывности процессов физического воспитания; постепенного наращивания развивающе – тренирующих воздействий; циклического построения системы занятий, возрастной адаптивности направлений физического воспитания.
I.6. Средства и методы формирования физической культуры личности человека
Общепедагогические средства, их значение для физического воспитания.
Физическое упражнение – основное специфическое средство физического воспитания.
Техника физических упражнений. Виды техники. Части и фазы техники. Кинематические характеристики физических упражнений (пространственные, временные, пространственно – временные). Динамические характеристики (внутренние и внешние силы). Понятие ритма. Классификация физических упражнений.
Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты, определяющие эффективность физического упражнения. Типы интервалов отдыха.
Гигиенические факторы и естественные силы природы, их роль в повышении эффективности физического воспитания.
Понятие о методах, их классификация по различным признакам. Особенности использования в физическом воспитании групп методов: стимулирования и мотивации; организации и осуществления педагогического процесса; контроля и самоконтроля. Методы наглядного восприятия и вербальные методы.
Специфические методы обучения и развития в физическом воспитании. Строго регламентированные и частично регламентированные методы, их характеристика. Особенности регламентации при обучении двигательным действиям и развитии физических качеств.
Идеомоторный и аутогенный методы, их место в физическом воспитании.
I.7. Методика обучения двигательным действиям
Двигательные умения, навыки, двигательные умения высшего порядка как результат обучения; закономерности их формирования. Этапы обучения двигательным действиям: начального разучивания, углубленного разучивания, совершенствования. Задачи, средства и методы, применяемые на различных этапах.
Современные представления об обучении двигательным действиям. Теория поэтапного овладения действиями (П.Я. Гальперин) и обучение двигательным действиям (на основе формирования ориентировочной основы действий (ООД) и основных опорных точек (ООТ). Метод предписаний алгоритмического типа, его сущность и применение при обучении действиям. Содержание обучающих программ.
I.8. Методика воспитания физических способностей. Методика воспитания гибкости, формирования осанки и телосложения
Общая характеристика кондиционных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость). Взаимосвязь между физическими качествами.
Силовые способности, их характеристика. Основные условия, средства и методы развития собственно силы и скоростной силы.
Быстрота, основные формы ее проявления. Особенности средств и методов развития различных форм проявления быстроты. Развитие быстроты при выполнении локомоторных действий.
Выносливость, ее характеристики. Различные подходы к классификации выносливости. Особенности средств и методов развития выносливости. Аэробные и анаэробные механизмы обеспечения выносливости. Сочетание различных видов воспитания выносливости; система занятий.
Гибкость, ее характеристики. Пассивная и активная гибкость, особенности средств и методов развития.
Возрастные особенности развития кондиционных физических качеств.
Тестовые методики для оценки уровня развития кондиционных физических качеств.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.