Зубчатые передачи.
Состоят из двух или более колес с зубьями. В зависимости от формы колес зубчатые передачи бывают конические и цилиндрические, а в зависимости от расположения колес с внешним или внутренним зацеплением. В зависимости от расположения зуба : прямозубые, косозубые, шевронные, винтовые. По форме бокового профиля зубьев: эвольвентные, круговые (зацепление Новикова). В современном машиностроении наибольшее распространение получили передачи с эвольвентными зубьями как наиболее экономичными при изготовлении. Передача с круглыми зубьями благодаря высокой нагрузочной способности весьма перспективны. По конструктивному исполнению могут располагаться вне корпуса (т.е. иметь легкое ограждение) – открытые. Либо работать в корпусе (изолированные от внешней среды)- закрытые. Открытые передачи работают без смазывания или при периодическом смазывании при небольших скоростях до 3м/с. Закрытые передачи работают с обильным смазыванием при скоростях 3-15м/с. Скорости так же могут быть 15-40м/с. Крутящий момент передается за счет зацепления зубьев.
Достоинства: обеспечивают постоянное передаточное число, компактны, передачи практически любой мощности, высокий КПД (0,97-0,98), большой срок службы и простота ухода.
Недостатки: дорогостоящее изготовление, требуется постоянная смазка, много шума, в паре работает шестерня- меньшее из колес и зубчатое колесо.
Материал изготовления колес: зубчатые колеса изготавливают из углеродистых и легированных сталей, чугунов и пластмасс. Основной материал- сталь(сталь5,6, 25, 45, 50, 35Х, 40Х). В зависимости от твердости зубчатые колеса делятся на две группы:
1) в слабо
и средне нагруженных передачах . Колеса при такой твердости хорошо
прирабатываются и не подвержены характерному разрушению.
2) HB>350 Высокая твердость рабочих поверхностей. Зубья при такой твердости не прирабатываются и применяются для тяжело нагруженных передач. Чугуны применяются для изготовления тихоходных открытых передач. Пластмасс применяют в быстроходных слабонагруженных передачах. Зубчатые колеса из пластмасс отличаются плавностью и бесшумностью.
Изготовление колес: Зубчатые колеса изготавливают преимущественно методом нарезания на универсальных фрезерных и специальных станках. Способы нарезания: обкатка, копирование. При методе копирования фрезы: дисковые, пальцевые. Этот метод малопроизводительный. Более прогрессивный метод обкатки. Используется инструмент: рейки, долбяки и червячные фрезы- самые производительные.
Минимальное
число зубьев колеса =17 при нормальной высоте зуба h. .
Форма зуба при расчетах учитывается коэффициентом Y. Выбирается по таблицам в зависимости от числа зубьев.
Геометрические параметры зубчатых передач:
-головка
зуба;
-ножка зуба;
h- высота зуба;
- толщина
зуба по делительной окружности;
-ширина
впадины;
-окружной
шаг;
-
делительный диаметр;
-диаметр
вершин зубьев;
-
диаметр впадин;
-
длинна окружности по делительному диаметру;
-
окружной модуль; Стандартные значения модулей представлены в ГОСТ9563-60 первый
и второй ряды в мм.
Линия зацепления и силы в зацеплении:
Точка А-
полюс. Траектория общей точки контакта зубьев называется линией зацепления. Она
наклонена к перпендикуляру, проведенному к межосевой линии под углом . В
полюсе зацепления делительные диаметры касаются друг друга. Давление одного
зуба на другой направлено по линии зацепления.
- сила
действующая в зацеплении со стороны шестерни на колесо;
- со
стороны колеса на шестерню;
-
окружная сила шестерни и колеса действует по касательной к окружности, для
колеса совпадает с направлением вращения, а для шестерни противоположно
вращению;
-
радиальные силы действуют по радиусу, от полюса к диаметру одноименных колес.
;
.
Напряжения действующие в зубьях зубчатых колес:
-контактные
напряжения;
-
напряжения изгиба;
Виды разрушения зубьев:
Они
разрушаются под действием сил : 1)
излом зуба вследствие напряжения
; 2)
поверхностное выкрашивание зуба в следствии
; 3)
абразивный износ при попадании абразивных частиц на зубья; 4) заедание
материала при высоких температурах >70-800 . В процессе работы
необходимо правильно подбирать материал и смазывать.
Расчет зуба на изгиб:
-
напряжение изгиба;
-изгибающий
момент;
=1…1,4-
коэффициент учитывающий характер приложения нагрузки;
- момент
сопротивления;
-
длина зуба (ширина венца);
. Расчет
зуба на изгиб характерен для открытых передач.
;
-
коэффициент ширины (0,2-1,2);
- ширина
колеса;
-
делительный диаметр. Основной расчетный параметр модуль.
,мм –
формула получается путем преобразования основного уравнения прочности при
изгибе. Полученное значение следует округлить до стандартного в большую
сторону.
-
крутящий момент на валу шестерни Н*мм;
-
допускаемое напряжение для материала рассчитываемых колес МПа;
-
коэффициент формы зуба;
-число
зубьев шестерни; Значения
и
подставляются
в формулу для менее прочного колеса. Это показывает сравнительная оценка
прочности зубьев:
и
, мене
прочным окажется то колесо для которого это отношение окажется больше. Если
материал колеса и шестерни одинаков ( при одинаковой обработке ), то менее
прочным всегда является зуб шестерни.
;
- предел
изгибной выносливости;
-
коэффициент запаса прочности =1,7-2,3;
-
коэффициент долговечности, для длительно работающих передач = 1; Для односторонне
нагруженных колес
=1,
для реверсивных
=0,75.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.