Подшипники:
Являются опорами валов и вращающихся осей. Они воспринимают нагрузки, приложенные к валу или оси и передают их на корпус машины, а так же служат для уменьшения потерь на трение.
По виду трения подшипники делятся на: подшипники скольжения и подшипники качения.
Подшипники скольжения:
В подшипнике скольжения поверхность цапфы вала скользит по поверхности подшипника, при этом возникает трение скольжения. Для уменьшения трения между поверхностями скольжения вводят смазку.
Конструкция подшипников скольжения:
1)Корпус
2)Вкладыш
3)Система смазки
Разъемные
Неразъемные
Достоинства:
1) надежная работа в высокоскоростных приводах;
2) способность воспринимать большие ударные и вибрационные нагрузки в следствии демпфирующего действия масляного слоя;
3) бесшумность работы;
4) имеют малые размеры в радиальном направлении;
5) возможность работы в агрессивных средах и воде.
Недостатки:
1) непрерывное смазывание;
2) низкий КПД, высокие потери на трение;
3) систематическое наблюдение;
4) большие осевые габариты;
5) большой расход масла;
6) применение для вкладышей дорогостоящих материалов.
Виды смазки:
В подшипниках скольжения может быть полужидкостная и жидкостная смазка, переходящая одна в другую по мере увеличения скорости вала от 0 до определенного значения. Вращающийся вал увлекает смазочный материал в клиновой зазор между цапфой и вкладышем и создаёт гидродинамическую подъемную силу, в следствии которой цапфа всплывает по мере увеличения скорости.
Материал вкладышей:
Бронзовые, оловянистые, сплав меди с оловом - при больших и средних нагрузках. Бр.010Ф1, Бр 05Ц5С5 основа медь.
Безоловянистые, баббитовые – основа – олово с добавление сурьмы, меди, свинца – одни из лучших антифрикционных материалов для подшипников скольжения.
Латунные- сплав меди с цинком.
Чугунные - в малоответственных механизмах (антифрикционные чугуны). Условный расчет подшипника скольжения:
Основной критерий работоспособности опор скольжения - износостойкость (сопротивление изнашиванию и заеданию).
Расчет по среднему давлению в подшипнике гарантирует невыдавливаемость смазки.
Расчет по удельной работе сил трения гарантирует нормальный тепловой режим и отсутствие заедания.
Для оценки работоспособности подшипников скольжения служат удельное давление и удельная работа сил трения, - окружная скорость поверхности цапфы.
Большинство подшипников скольжения работает в условиях несовершенной смазки
; - из справочной литературы, где - площадь проекции цапфы на диаметральную плоскость; - диаметр цапфы; - длина цапфы (вкладыша).
Подшипники качения (ПК):
Являются наиболее распространенным видом опор вращающихся деталей машин. В этих подшипниках реализуется трение качения.
Основные детали П.К.:
-наружное кольцо
-внутреннее кольцо
-тело качения
-сепаратор, предназначенный для удержания тел качения на определенном расстоянии друг от друга.
Внутреннее кольцо устанавливают на валу, а наружное в корпусе.
Достоинства:
1)малые потери на трение, высокий КПД;
2)малые осевые габариты;
3)простое техническое обслуживание;
4)низкая стоимость, взаимозаменяемость.
Недостатки:
1) большие радиальные размеры;
2) сложный монтаж;
3) низкая долговечность при высоких частотах вращения.
Классификация и маркировка:
По форме тел качения:
-шариковые
-роликовые, ролики: цилиндрические, бочкообразные конические, игольчатые, витые).
По направлению воспринимаемой нагрузки:
-радиальные – воспринимают только радиальную нагрузку;
-радиально-упорные, упорно-радиальные - воспринимают радиальную и осевую нагрузки;
-упорные - воспринимают осевую нагрузку.
По числу рядов тел качения:
-однорядные
-двухрядные
-многорядные.
По способности самоустонавливаться:
-несамоустанавливающиеся
-самоустанавливающиеся
По габаритным размерам делятся на серии:
1-особолегкая; 2- легкая; 3- средняя; 4- тяжелая; 5- легкая широкая; 6- средняя широкая; 7- узкая особо легкая; 8- сверх легкие; 9- нестандартные.
Условные обозначения:
Основные характеристики подшипников:
1) Динамическая грузоподъемность , кН;
2) Статическая грузоподъемность , кН;
3) Быстроходность - наибольшая допускаемая частота вращения.
Подшипники различных типов и серии обладают различной грузоподъемностью. Подшипники более тяжелой серии обладают большей грузоподъемностью, но менее быстроходны.
Основные типы подшипников:
тип 0:
шариковые радиальные однорядные подшипники. Самые распространенные в машиностроении, дешевые и простые. Воспринимают радиальную и небольшую осевую нагрузку, от неиспользованной радиальной. Обладают большой быстроходностью и допускают перекос колес до 8’.
тип 1:
двухрядные самоустанавливающиеся сферические шариковые подшипники. Применяют для восприятия в основном радиальных нагрузок, но могут воспринимать и небольшие осевые нагрузки. Дорожка наружного кольца обработана по сфере, что позволяет самоустанавливаться и работать при значительных перекосах осей колес до 30. Базовый 1000 имеет цилиндрические отверстия, а типа 111000 – коническое отверстие с конценостью 1:12, подшипник 11000 устанавливается на закрепительной втулке. Это позволяет устанавливать его на гладком валу без буртиков.
тип 2:
роликовые радиальные подшипники с короткими цилиндрическими роликами. Не воспринимают осевых нагрузок. Требуют высокой точности монтажа. Воспринимает в 1,5-2 раза больше нагрузок чем шариковый. Применяют в качестве плавающих опор. Базовый- наружное кольцо без буртиков (№2215; 32215- без буртиков
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.