Червячные передачи
Состоят из винта, называемого червяком, и червячного колеса. Их применяют для передачи крутящего момента между валами, оси которых перекрещиваются обычно под углом Ө=90°. Ведущее звено – вал-червяк.
Достоинства:
возможность получения больших передаточных чисел (U=8…80). В приборах U может достигать U=1000; компактность и небольшая масса конструкции; плавность, бесшумность работы.
Недостатки:
Наличие трения скольжения между витками червяка и зубьями колеса значительно снижает КПД передачи. В связи с этим (трением скольжения) происходит быстрый износ венца колеса, поэтому червячные передачи применяют в механизмах периодического действия, т.к. вследствие повышенного износа они склонны к заеданию. Для снижения силы трения и износа червячного колеса венцы изготовляют из дорогостоящих материалов – бронз:
При скоростях V=4…6м/с – безоловянистые, алюминисто-железистые (Бр А9-ЖЗ-Л), при V›6 м/с – оловянистые, например, Бр О10-Ф1-Л.
Классификация червячных передач
1. По взаимному расположению звеньев червяк может располагаться где угодно: верхнее, нижнее, боковое
2. По форме червяки делят на цилиндрические и глобоидные
При применении глобоидной передачи нагрузочная способность в 2-3 раза выше, но сложны в изготовлении, т.к. требуют высокой точности, поэтому чаще применяют передачи с цилиндрическим червяком.
3. По профилю:
- эвольвентные (нарезают специальными эвольвентными фрезами);
- архимедов (профиль прямобочной трапеции с углом профиля витка 40°).
Его изготовление просто и дешево, поэтому применяется чаще.
- конволютный, прямобочный профиль.
4. Червяки могут быть правыми и левыми. В правых виток идет по часовой стрелке. В стандартных редукторах червяки правые.
5. По числу заходов – однозаходные и многозаходные (2,4 для стандартных и 3 для нестандартных).
Кинематические параметры
Передаточное число U=n1/n2 =ω1/ ω2 =Z2/ Z1.
Z1 – число заходов червяка, минимальное Z2 ≥ 28, поэтому при U=8…14 → Z1=4;
при U=14…28 → Z1=2;
при U ≥ 28 → Z1=1.
Геометрические параметры
d1 – делительный диаметр червяка
d1=m · g, где g - коэффициент диаметра червяка (g=8…20);
df1 – диаметр впадин; df1=d1 – 2,4m;
da1 – диаметр вершин;
d2 – делительный диаметр колеса; d2=m · z2;
df2=d2 – 2,4m;
da2=d2 + 2m; da2max=da2 + 6m/(z1 + 2);
b2=0,75da1;
ha1 – головка зуба червяка; ha1=m;
hf1 – ножка зуба червяка; hf1=1,2m;
При Z1=1 или 2 b1≤ m(11 + 0,06z2) – длина червяка;
При Z1=4 b1≤ m(12,5 + 0,09 z2).
γ – угол подъема винтовой линии; γ=arctg(z1/g);
aw=(d1 + d2)/2=m(g + z2)/2 – межосевое расстояние.
Силы в зацеплении
Ft1, Ft2 – окружные силы;
Fr1, Fr2 – радиальные силы;
Fa1, Fa2 – осевые силы.
Расчет открытых червячных передач
m =³√ (1.5· T2 · Kf · Yf2 /( z2 · g · [σf])), где T2 – вращающий момент на валу червячного колеса, Н·мм;
z2 – число зубьев червячного колеса, z2= z1 · U;
Yf2 – коэффициент формы зуба червячного колеса, выбирается по таблицам в зависимости от эквивалентного числа зубьев zэкв=z/cos³γ;
Kf – коэффициент нагрузки, Kf = 1,1… 1,2.
Модуль округляется до ГОСТ 2144 – 76.
Расчет заканчивается проверкой фактического напряжения изгиба
σf = 0,7 · Ft2 · Yf2 · Kfβ / (b2 · m) ≤ [σf], допускается недогрузка до 15%, перегрузка не более 5%.
Расчет закрытых червячных передач
Рассчитывают по контактным напряжениям .
aw = 3(z2 + g) ³√(T2 · KHβ / (z2² · g · [σH]2²)),мм где Т2 - вращающий момент на валу червячного колеса, Н·мм;
[σH]2 - допускаемое контактное напряжение, МПа(для материала червячного колеса).
Полученное значение межосевого расстояния округляют до ГОСТ 2144 – 76, для нестандартного редуктора можно не округлять.
Модуль зацепления:
m = 2 aw / (g + z2), мм
Полученное значение округляют до стандартного, затем устанавливают по таблице значение коэффициента диаметра g=8;10;12,5 и определяют фактическое межосевое расстояние aw =m(g + z2)/2.
Проверка осуществляется по контактным напряжениям:
σH = 340 √(Ft2 · KHβ / (d1· d2)) ≤ [σH]2.
Тепловой расчет червячных редукторов
Вследствие трения скольжения в червячной паре происходит нагрев ее и масла. При достижении t ≥ 90°С изменяется вязкость масла и его смазывающие свойства. Это может привести к 2-м нежелательным последствиям:
- быстрому истиранию зубьев колеса;
- к расплавлению бронзы и привариванию частиц бронзы к червяку, а это ведет к задиру зубьев червячного колеса и, как следствие, к заклиниванию передачи.
Проверка сводится к определению температуры нагрева:
tH = toc + P1(1 – КПД) / (KT · A) ≤ [ t ] = 90°С, где toc – температура окружающей среды, toc = 20°С;
P1 – мощность на валу червяка, Вт;
KT - коэффициент теплоотдачи для естественных условий охлаждения , KT = 7…15;
А – площадь поверхности без учета площади днища, А = 20aw².
Меры, принимаемые для увеличения теплоотдачи:
- увеличение площади теплоотдачи за счет оребрения корпуса;
- установка вентиляторов на вал – червяк;
- при большой мощности осуществляют охлаждение масла путем перекачки из редуктора в емкость и обратно.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.