Цилиндрические косозубые передачи:
Особенности расчета:
Если при нарезании зубьев инструмент перемещается под углом к образующей, то получаются косозубые колеса. Направление зуба у шестерни и колеса противоположное (левое и правое).
 -окружной
шаг;
-окружной
шаг;  -
нормальный шаг;
-
нормальный шаг;  -
угол наклона, для косозубых = 8-160, для шевронных = 25-400
;
-
угол наклона, для косозубых = 8-160, для шевронных = 25-400
;  - для
косозубых колес стандартным является нормальный модуль, через него получают все
размеры колес.
- для
косозубых колес стандартным является нормальный модуль, через него получают все
размеры колес.  ;
;
 ;
;  .
. 
Силы действующие в зацеплении косозубых колес:
 ;
; 
Расчет закрытых передач:
Закрытые
передачи работают в более благоприятных условиях чем открытые. Их рассчитывают
по контактным напряжениям. В проектном расчете в начале определяют межосевое
расстояние.  ;
;
 - вспомогательных
коэффициент, для косозубых и шевронных = 430, а для прямозубых =490.
- вспомогательных
коэффициент, для косозубых и шевронных = 430, а для прямозубых =490. -
крутящий момент на валу колеса Н*м;
-
крутящий момент на валу колеса Н*м;  -
коэффициент учитывающий неравномерность нагрузки по длине контактной линии, для
прирабатывающихся колес =1;
-
коэффициент учитывающий неравномерность нагрузки по длине контактной линии, для
прирабатывающихся колес =1;  -
принимается из ряда: косозубая (0,25-0,4), прямозубая (0,315-0,5), шевронная
(0,63-0,8); [
-
принимается из ряда: косозубая (0,25-0,4), прямозубая (0,315-0,5), шевронная
(0,63-0,8); [ ]-
допускаемое контактное напряжение;
]-
допускаемое контактное напряжение;  ;
; МПа-
предел контактной выносливости;
МПа-
предел контактной выносливости;  -
коэффициент безопасности (1,1-1,2);
-
коэффициент безопасности (1,1-1,2);  -
коэффициент долговечности (=1- длительно работающие передачи), для закрытых
передач межосевое расстояние согласуется с ГОСТ2185-68 1и 2 ряд: модулем зацепления
задаются
-
коэффициент долговечности (=1- длительно работающие передачи), для закрытых
передач межосевое расстояние согласуется с ГОСТ2185-68 1и 2 ряд: модулем зацепления
задаются  ;
Суммарное число зубьев:
 ;
Суммарное число зубьев:  ; 
Распределим число зубьев суммарное на
; 
Распределим число зубьев суммарное на  и
и  в
зависимости от передаточного числа и переходят к определению геометрических
размеров колес, сил действующих в зацеплении. Рассчитанная передача проверяется
по контактным напряжениям и напряжениям изгиба:
в
зависимости от передаточного числа и переходят к определению геометрических
размеров колес, сил действующих в зацеплении. Рассчитанная передача проверяется
по контактным напряжениям и напряжениям изгиба:  , где
, где  =435- для
прямозубых, а для шевронных и косозубых = 376;
=435- для
прямозубых, а для шевронных и косозубых = 376;  .
.
Конические зубчатые передачи:
Применяют
в передачах, когда оси валов пересекаются под углом  .
Наиболее распространен угол 900. Конические передачи бывают с
прямым, косым, шевронным и круговым зубьями. наиболее распространен прямой зуб.
Основное ее достоинство- передача вращающего момента под углом. В сравнении с
цилиндрическими передачами имеют следующие недостатки: Сложны в изготовлении и
монтаже. Шестерня как правило располагается консольно, что снижает жесткость
вала и увеличивает неравномерность распределения нагрузки по длине зуба.
Снижает нагрузочную способность передачи. Колеса работают с большим шумом.  В
зависимости от вида зуба и их количества получаются три формы: 1)
пропорционально понижающаяся (все лучи конуса сходятся в одной точке)- наиболее
распространенные при нарезании косозубых и прямозубых колес; 2) Понижающаяся по
высоте зуба (вершины делительного конуса и конуса впадин не совпадают); 3)
равновысокие (высота зуба постоянна по всей длине)- образующие конусы
делительного и впадин параллельны. Применяются при нарезании колес с круговым
зубом при условии, что
.
Наиболее распространен угол 900. Конические передачи бывают с
прямым, косым, шевронным и круговым зубьями. наиболее распространен прямой зуб.
Основное ее достоинство- передача вращающего момента под углом. В сравнении с
цилиндрическими передачами имеют следующие недостатки: Сложны в изготовлении и
монтаже. Шестерня как правило располагается консольно, что снижает жесткость
вала и увеличивает неравномерность распределения нагрузки по длине зуба.
Снижает нагрузочную способность передачи. Колеса работают с большим шумом.  В
зависимости от вида зуба и их количества получаются три формы: 1)
пропорционально понижающаяся (все лучи конуса сходятся в одной точке)- наиболее
распространенные при нарезании косозубых и прямозубых колес; 2) Понижающаяся по
высоте зуба (вершины делительного конуса и конуса впадин не совпадают); 3)
равновысокие (высота зуба постоянна по всей длине)- образующие конусы
делительного и впадин параллельны. Применяются при нарезании колес с круговым
зубом при условии, что  
  
Геометрические параметры передачи:
 - углы
делительного конуса;
- углы
делительного конуса;  -
средние делительные диаметры шестерни и колеса;
-
средние делительные диаметры шестерни и колеса;  - внешние
делительные диаметры;
- внешние
делительные диаметры; 
 ;
;  ;
;  ;
;  - внешний
диаметр вершин;
- внешний
диаметр вершин;  -
внешний диаметр впадин; b- ширина венца;
-
внешний диаметр впадин; b- ширина венца;  - внешняя
высота головки зуба;
- внешняя
высота головки зуба;  -
внешняя высота ножки зуба;
-
внешняя высота ножки зуба;  - внешний
окружной модуль;
- внешний
окружной модуль;  -
средний модуль;
-
средний модуль;  ;
;
 ;
;  - внешнее
конусное расстояние;
- внешнее
конусное расстояние;  -
среднее конусное расстояние;
-
среднее конусное расстояние;  - угол
ножки зуба;
- угол
ножки зуба;  - угол
головки зуба;
- угол
головки зуба;  ;
;
 ;
;  ;
;  ;
;  ;
;  ;
;  ;
; ;
;  ;
;  ;
;  - угол конуса
впадин.
- угол конуса
впадин. 
Силы действующие в зацеплении:
 ;
;  ;
;  , где
, где  .
.
Расчет конических открытых передач:
Расчет
ведется по среднему сечению по изгибу и определяется модуль:  ;
;  -
коэффициент ширины венца;
-
коэффициент ширины венца;  <0,3.
В формулу подставляется большее из отношений
<0,3.
В формулу подставляется большее из отношений   и
 и  , т.е.
расчет ведется по более нагруженному зубу;
, т.е.
расчет ведется по более нагруженному зубу;  -
крутящий момент;
-
крутящий момент;  -
коэффициент учитывающий неравномерность распределения нагрузки;
-
коэффициент учитывающий неравномерность распределения нагрузки;  - по
приведенному числу зубьев;
- по
приведенному числу зубьев;  ;
;  -
допускаемое напряжение;
-
допускаемое напряжение; -
округляем до сотых, до стандартного не обязательно т.к. одним и тем же
инструментом можно нарезать зубья с разным модулем. Рассчитанная передача
проверяется по напряжениям изгиба:
-
округляем до сотых, до стандартного не обязательно т.к. одним и тем же
инструментом можно нарезать зубья с разным модулем. Рассчитанная передача
проверяется по напряжениям изгиба:  
 
Расчет конических открытых передач:
Рассчитывают
по контактным напряжениям. Первоначально рассчитывают внешний делительный
диаметр колеса:  ;
 ;
 -
вращающий момент на валу колеса Н*мм;
-
вращающий момент на валу колеса Н*мм;  -
коэффициент учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зуба,
при твердости HB>350 принимают по таблице в
зависимости от
-
коэффициент учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зуба,
при твердости HB>350 принимают по таблице в
зависимости от  ;
;
 -
допускаемое контактное напряжение для зубьев колеса;
-
допускаемое контактное напряжение для зубьев колеса; и ширину
венца округляем до стандартного ГОСТ12289-76. Рассчитанная передача проверяется
по контактным напряжениям и напряжениям изгиба:
и ширину
венца округляем до стандартного ГОСТ12289-76. Рассчитанная передача проверяется
по контактным напряжениям и напряжениям изгиба:  недогрузка
15 %, перегрузка 5%.
 недогрузка
15 %, перегрузка 5%.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.