Цилиндрические косозубые передачи:
Особенности расчета:
Если при нарезании зубьев инструмент перемещается под углом к образующей, то получаются косозубые колеса. Направление зуба у шестерни и колеса противоположное (левое и правое).
-окружной
шаг;
-
нормальный шаг;
-
угол наклона, для косозубых = 8-160, для шевронных = 25-400
;
- для
косозубых колес стандартным является нормальный модуль, через него получают все
размеры колес.
;
;
.
Силы действующие в зацеплении косозубых колес:
;
Расчет закрытых передач:
Закрытые
передачи работают в более благоприятных условиях чем открытые. Их рассчитывают
по контактным напряжениям. В проектном расчете в начале определяют межосевое
расстояние. ;
- вспомогательных
коэффициент, для косозубых и шевронных = 430, а для прямозубых =490.
-
крутящий момент на валу колеса Н*м;
-
коэффициент учитывающий неравномерность нагрузки по длине контактной линии, для
прирабатывающихся колес =1;
-
принимается из ряда: косозубая (0,25-0,4), прямозубая (0,315-0,5), шевронная
(0,63-0,8); [
]-
допускаемое контактное напряжение;
;
МПа-
предел контактной выносливости;
-
коэффициент безопасности (1,1-1,2);
-
коэффициент долговечности (=1- длительно работающие передачи), для закрытых
передач межосевое расстояние согласуется с ГОСТ2185-68 1и 2 ряд: модулем зацепления
задаются
;
Суммарное число зубьев:
;
Распределим число зубьев суммарное на
и
в
зависимости от передаточного числа и переходят к определению геометрических
размеров колес, сил действующих в зацеплении. Рассчитанная передача проверяется
по контактным напряжениям и напряжениям изгиба:
, где
=435- для
прямозубых, а для шевронных и косозубых = 376;
.
Конические зубчатые передачи:
Применяют
в передачах, когда оси валов пересекаются под углом .
Наиболее распространен угол 900. Конические передачи бывают с
прямым, косым, шевронным и круговым зубьями. наиболее распространен прямой зуб.
Основное ее достоинство- передача вращающего момента под углом. В сравнении с
цилиндрическими передачами имеют следующие недостатки: Сложны в изготовлении и
монтаже. Шестерня как правило располагается консольно, что снижает жесткость
вала и увеличивает неравномерность распределения нагрузки по длине зуба.
Снижает нагрузочную способность передачи. Колеса работают с большим шумом. В
зависимости от вида зуба и их количества получаются три формы: 1)
пропорционально понижающаяся (все лучи конуса сходятся в одной точке)- наиболее
распространенные при нарезании косозубых и прямозубых колес; 2) Понижающаяся по
высоте зуба (вершины делительного конуса и конуса впадин не совпадают); 3)
равновысокие (высота зуба постоянна по всей длине)- образующие конусы
делительного и впадин параллельны. Применяются при нарезании колес с круговым
зубом при условии, что
Геометрические параметры передачи:
- углы
делительного конуса;
-
средние делительные диаметры шестерни и колеса;
- внешние
делительные диаметры;
;
;
;
- внешний
диаметр вершин;
-
внешний диаметр впадин; b- ширина венца;
- внешняя
высота головки зуба;
-
внешняя высота ножки зуба;
- внешний
окружной модуль;
-
средний модуль;
;
;
- внешнее
конусное расстояние;
-
среднее конусное расстояние;
- угол
ножки зуба;
- угол
головки зуба;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
- угол конуса
впадин.
Силы действующие в зацеплении:
;
;
, где
.
Расчет конических открытых передач:
Расчет
ведется по среднему сечению по изгибу и определяется модуль: ;
-
коэффициент ширины венца;
<0,3.
В формулу подставляется большее из отношений
и
, т.е.
расчет ведется по более нагруженному зубу;
-
крутящий момент;
-
коэффициент учитывающий неравномерность распределения нагрузки;
- по
приведенному числу зубьев;
;
-
допускаемое напряжение;
-
округляем до сотых, до стандартного не обязательно т.к. одним и тем же
инструментом можно нарезать зубья с разным модулем. Рассчитанная передача
проверяется по напряжениям изгиба:
Расчет конических открытых передач:
Рассчитывают
по контактным напряжениям. Первоначально рассчитывают внешний делительный
диаметр колеса: ;
-
вращающий момент на валу колеса Н*мм;
-
коэффициент учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зуба,
при твердости HB>350 принимают по таблице в
зависимости от
;
-
допускаемое контактное напряжение для зубьев колеса;
и ширину
венца округляем до стандартного ГОСТ12289-76. Рассчитанная передача проверяется
по контактным напряжениям и напряжениям изгиба:
недогрузка
15 %, перегрузка 5%.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.