Иностранный капитал и его влияние на развитие национальных государств, страница 6

C - чистый демонстрационный эффект;

E - платежи за иностранные факторы производства.

Данный взнос можем называть "чистым", потому что он учитывает не общий взнос ПсИИ в национальный доход, а лишь ту его часть, которая не могла быть создана местными производителями без участия ПсИИ.

Анализируя пользу ПИИ для страны-реципиента, нужно проверить или отношение чистых доходов от ПИИ к расходам на них  превышает единицу:

((F+ R*+ T) - N + C         >       1                                             (2.2)

Как теоретические, так и эмпирические исследования дают основания утверждать, что ПИИ, как правило, выгодные принимающей стран (неравенство (2.2) выполняется). Если ПсИИ освобождено от налогов (Т=0), неизвестно, превысят ли доходы  от ПИИ расходы на их привлечение. В целом, ПІІ не обязательно предусматривают, что каждое предприятие с иностранным капиталом осуществляет чистый взнос к национальному доходу страны-реципиента.

Перепишем формулу (2.2) в таком виде:

VA - N + C         >       1                                                           (2.3)

где, VA - добавленная стоимость, созданная ПсИИ в принимающей стране.

Это дает нам основания утверждать, что:

1. Взнос ПсИИ к национальному доходу есть тем выше, чем выше является создаваемая им добавленная стоимость на территории принимающей страны. Добавленная стоимость будет выше в случае, когда ПсИИ осуществляет производственную деятельность, а не торговлю. Поэтому в условиях Российской Федерации, когда много ПсИИ осуществляют лишь деятельность торговли, рост такого показателя как "количество предприятий с иностранными инвестициями, которые выпускают продукцию", который учитывается Федеральной службы статистики РФ, будет свидетельствовать о росте взноса ПсИИ к национальному доходу (при прочих равных условиях).

Взнос ПсИИ в национальный доход будет тем выше, чем больше является объем выработанных им товаров. То есть, чем выше является часть продукции ПсИИ в общем объеме производства в принимающей стране, тем больше будет взнос ПсИИ к национальному доходу (при прочих равных условиях).

Изложенные зависимости обосновывают связь между ростом национального дохода от привлечения ПИИ и широкодоступными макроэкономическими показателями. Поэтому и нужно их использовать при анализе выгод от ПИИ для принимающей экономики.

Прямые иностранные инвестиции оказывают также разнообразные влияния на платежный баланс принимающей страны, которая вызывает дискуссии относительно выгод от ПИИ и их желательности в целом.  С другой стороны высказываются опасения по поводу возможного ухудшения платежного баланса принимающей страны в результате трансферта  прибылей. Такие расхождения вызваны тем, что разные действия иностранных инвесторов по-разному влияют на платежный баланс, который побуждает детально представить поступление и расходы платежного баланса принимающей страны от ПИИ:

Поступление платежного баланса = К+ Хе+ S                     (2.4)

где К - это начальное поступление инвестированного капитала;

Хе - экспорт ПзІІ;

S - замещение импорта продукцией ПсИИ;

Расходы платежного баланса(Ме+ М*)+ D                           (2.5)

где R** - это репатриируемые доходы;

F* - репатриируемые платежи за другие иностранные факторы производства;

Ме - импорт ПсИИ;

М* - рост импорта, предопределенный ростом доходов населения и предприятий принимающей страны (вызванного деятельностью ПсИИ);

D - любое исключение инвестиций (в частности, ликвидация ПсИИ).

Анализ переменных, которые фигурируют в формулах (2.4) и (2.5), позволяет нам выделить два типа предприятий с иностранными инвестициями за характером их влияния на платежный баланс принимающей страны :

1) предприятия с иностранными инвестициями, которые начинают экспорт или заменяют импорт;

2) другие предприятия с иностранными инвестициями.