Иностранный капитал и его влияние на развитие национальных государств, страница 4

В целом, основными формами прямого инвестирования как международного бизнеса являются: основа или приобретение предприятий; открытие или приобретение филиалов или отделов; приобретение части предприятий; предоставление ссуд предприятиям, которые принадлежат кредиторам полностью или частично, прямо или опосредствовано или на управление которых в результате предоставления ссуды может быть осуществлено значительное влияние (например: кредитование дочерней компании материнской); реинвестирование прибылей в принимающей стране.

Важно еще раз отметить, что прямые иностранные инвестиции в основном являются выражением долговременной и глобальной стратегии, направленной на рентабельность предпринимательской деятельности. А потому основными целями прямого иностранного инвестирования являются обеспечения прибыли, стабильности и роста.

С целью получения прибыли прямые иностранные инвестиции осуществляются тогда, когда за рубежом есть возможности получить большие прибыли, чем у собственной страны (например, благодаря низшему уровню оплаты труда, меньшим транспортным расходам, более дешевым земельным участкам, дополнительным преимуществам в результате мероприятий из поощрения инвестиций, низшему уровню налогообложения) или когда лишь таким образом можно удержать нынешнее состояние прибыльности предприятия.

С целью обеспечения стабильности прямые иностранные инвестиции осуществляются в случае, когда идет речь о сохранении рынка в результате изменения расходов на единицу продукции или изменений на экспортных рынках. Уменьшение риску достигается также путем диверсификации инвестиционных вложений.

Расширение деятельности и рынков сбыта предприятия тоже играет не последнюю роль, поскольку ПИИ осуществляют, как правило, большие предприятия. В частности, они склонны к инвестициям за рубежом, когда на внутреннем рынке господствуют условия олигополии. Реализация стратегии роста на олигиполизированном внутреннем рынке может легко привести к разрушительной ценовой конкуренции; определенные ограничения может создавать и правовую регуляцию. Тогда как за рубежом рост предприятия может быть менее рисковым.

Для транснациональных корпораций прямые иностранные инвестиции являются наилучшим способом управления и контроля за своей деятельностью за рубежом.

Следовательно, ПИИ - это не только экспорт капитала, а общая стратегия, в которой трансфер технологий, экономических знаний, ноу-хау играет чуть ли не большую роль, чем просто трансфер капитала.

ПИИ отображают уровень развития страны – в данное время вывоз капитала становится признаком любой национальной экономики, которая успешно и динамически развивается [2, c.51]. Поэтому неслучайно методика ООН по определению меры развития страны использует такой показатель, как "объем прямых инвестиций за рубежом". Действительно, малоразвитых стран ПИИ, практически, не касаются, за исключением приема инвестиций в добывающие отрасли. При росте уровня развития страны становятся сначала рынками для прямого инвестирования, а потом и его инициаторами. Для высокоразвитых стран характерны значительные объемы вывоза капитала вместе с сильным международным переплетением предприятий. Отмеченные закономерности также дают основания классифицировать иностранные инвестиции за уровнем экономического развития страны происхождения.

Таким образом, ПИИ является не просто международным переводом капитала, а расширением производства, которое перемещается  из страны-инвестора (страны-донора) в страну, - реципиент. Это расширение производства охватывает прилив ряда факторов производства: капитала, технологий и предпринимательских способностей - в экономику страны-реципиента, где они, сочетает с местными факторами производства, дают возможность производить товары или делать услуги как для местного рынка, так и на экспорт. Перемещение указанного пакета (англ. сроки - package, bundle) факторов контролируется инвестирующей (родительской) компанией, как и дальнейшая производственная и маркетинговая деятельность дочерней компании. Как правило, перемещение факторов сочетает с экспортом родительской компанией полуфабрикатов для производственного процесса дочерней компании или с экспортом готовой продукции, которая проталкивается через маркетинговые каналы дочерней компании.