Характерные особенности католического храма Западной Европы периода расцвета архитектуры романского стиля, страница 6

Рис. 1

В плане фасад романской церкви имеет форму четырехугольника, где ширина, как правило, больше высоты.Это придает зданию вид приземистый, массивный, но одновременно и очень внушительный (Рис.2). Фасад предстает перед посетителем как огромный единый экран с ясной, логичной структурой, выразительным сочетанием горизонтальных и вертикальных линий. Система членений фасада является как бы отображением на плоскости основных объемов внутреннего пространства.

Трехчастное деление, наиболее типичное, обозначено проемами двери и окон, и соответствует ширине центрального и бокового нефов. Вертикальные линии фризов указывают на наличие внутри помещения ярусов, этажности. Группы колонн акцентируют горизонтальную линию и делят весь фасад на отдельные квадратные ячейки, что в целом отражает структуру внутреннего пространства романской церкви. В этом виден принцип партикуляризма и рационализма характерного для средневекового концепта мышления.

Рис.2 - Церковь аббатства Nieul-sur-l’Autize (Франция)

Рис. 2

Внешние стены ранних церквей нового стиля не отличались особенной архитектурной отделкой и декором. Но по мере развития стиля архитекторы уходят от плоской монотонной стены и особенно западный фасад обильно украшается скульптурным декором и орнаментом. Это наглядно демонстрируют примеры-иллюстрации.


Рис.3 - Собор Notre-Dame-de-la-Basse, Beauvais, Франция, конец 10-говека. Стену украшают только крест на треугольнике крыши и фриз, обрамляющий арку оконного проема.

Рис. 3

Рис. 4                                                                                       Рис. 5

Рис. 6/7 - Церковь Notre-Dame-la-grande, Пуатье, 12-ый век.

Рис. 6

Рис. 7

На главном фасаде этой церкви практически нет гладкого места.Колонны разных размеров расположенные с разной частотой, рифмуются со скульптурными фигурами библейских персонажей, с округлыми линиями арочных проемов и портала, а по бокам колонны, собранные в пучок, зрительно обрамляют фасад волнистой линией.

Фасад, композиция которого полностью соответствует размерам внутреннего пространства, называется гармоническим.

Фасад, который имел скульптурные барельефы, иллюстрирующую иконографическую программу, назывался фасад-экран. Он имел самостоятельное значение. Типичным образцом служит фасад церкви г. Пуатье (илл.6, 7)

На фасаде церквей периода расцвета романского стиля (11-ый, 12-ый век) композиционным центром, украшенным декором и скульптурой, был центральный вход, портал.

Но на закате романского стиля появляется новый элемент, который будет оспаривать это место, это окно-роза, провозвестник готики.

Рис.8 -Италия, Santo Domingo. Soria, конец 12-го века.

Рис. 8

Рис. 9 - Италия, Modène, кафедральный собор начала 13-го века.

Рис. 9


  IV.  Список использованной литературы

1.  Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 2007

2.  Алпатов М. В. Этюды по истории западноевропейского искусства. М., 1963

3.  Дворжак. Очерки по искусству средних веков. М., 1934

4.  Рескин Джон. Семь светочей архитектуры. СПб., «Азбука-классика», 2007

5.  Эко Умберто. Искусство и красота в средневековой эстетике. СПб., «Алетейя», 2003

6.  Эко Умберто. Эволюция средневековой эстетики.СПб., «Азбука-классика», 2004

7.  Erlande-Brandenburg, A., L’art roman. Un défi européen, Découvertes Gallimard, 2005

8.  Crozet, R., L’art roman, Quadrige/Puf, 1996

9.  Wenzler, C., Champollion, H., Eglises et Cathédrales de la France médiévale, EDL, 2006

10.  Xavier Barral, A., Le monde roman, Villes, Cathédrales et Monastères, Taschen, 1999