Характерные особенности католического храма Западной Европы периода расцвета архитектуры романского стиля, страница 2

Для возведения своих первых церквей христиане в качестве образца выбрали не античные культовые здания-храмы, а гражданские сооружения – римские базилики.

Это обширное прямоугольное сооружение, разделенное на несколько частей, где заседали суды, шла торговля и заключались коммерческие сделки. Внутри оно имело форму большого просторного зала четырехугольной формы, разделенного по продольной линии на три части : нефы. Нефы разделялись между собой двумя рядами колонн, связанных арками. Центральная зала называлась неф или корабль, так как придавал зданию вид могучего корабля. Неф заканчивался слегка приподнятым над полом глубоким полукруглым выступом ( апсидой), где располагались места для представителей императорской власти и трон императора. Ясность и простота конструкции, отсутствие сложных декоративных украшений, огромные размеры внутренних залов, способных вместить огромное количество людей, - все это выражало идею сильной императорской власти.

Рис. 1 - рисунок внутреннего вида базилики Сятого Петра . Рим. 320-330 н.э.)

Рис. 2 и 3 - Внутренний и внешний вид базилики г. Треве(Италия), 310г н.э. высота : 30, 5м

Рис. 1                                      Рис. 2                                      Рис. 3


1.  Модификация римской базилики

Христиане легко приспособили эту модель к культовым нуждам: находилось место одинаково как для верующей публики, так и для главного епископа и духовенства. Причем, апсида по аналогии приобретала тот же возвышающий и почитаемый смысл места, которое римляне отводили для представителей гражданской власти, светского закона, только у христиан оно было сакрально и предназначено для божественного, для культа духовного вождя, судьи. Суд божий и суд земной не спорили друг с другом в сознании верующего.

Здание базилики обладало еще одним качеством, отличавшим его от античного храма, но чрезвычайно важным для учеников Христа: теперь вся публика имела право войти в этот Дом Бога и участвовать в церемонии его почитания вместе со священником. Таким образом, христианство установило новую связь верующего со сферой божественного, в то время как ранее только высокое священство могло входить в жилище, где обитали боги, а простая публика участвовала в обряде жертвоприношения.

Итак, на основной выбор типа здания повлияли существенным образом 2 момента: возможность совместного участия духовных лиц и публики в литургии и архитектурная композиция здания, расчлененного на соответствующие пространственные сферы.

Таким образом, тип конструкции новой церкви определился на главных элементах гражданской римской базилики, включающей в себя один центральный неф, два и более боковых нефа, и одну апсиду. Эта конструкция соответствовала новой практике культа (т.е.литургии).

В эту базовую первоначальную модель христиане вносят функциональные и смысловые дополнения и изменения:

1.  Крест - символ распятого Христа и христианского учения, внедряется в сам план здания в виде ТРАНСЕПТА. Это поперечный зал с двумя боковыми рукавами, пересекающими продольную линию центрального нефа. План здания приобретает форму латинского креста.

Рис. 4 – План римской базилики без трансепта

Рис. 5 – План христианской базилики с двумя рукавами трансепта. Они обозначены ярко-зеленым цветом. СРЕДОКРЕСТИЕ (темно-зеленый квадрат), место пересечения центрального нефа и трансепта часто отмечалось во внешней структуре здания установкой башни или колокольни.

Рис. 4                                      Рис. 5

На рис.6 (вид с восточной стороны) хорошо видна форма крестообразного плана церкви. Внешний вид соответствует внутренней конструкции: мы видим крышу центрального и бокового нефа, два рукава трансепта, увенчанного башней посередине и выпуклую полу- окружность апсиды.