Характерные особенности католического храма Западной Европы периода расцвета архитектуры романского стиля, страница 4

К обходной галерее пристраиваются капеллы,

- КАПЕЛЛА– это маленькая (вспомогательного значения) комната в главном здании, где также имеется алтарь соответствующего размера. Капеллы могут быть прямыми и радиальными, все вместе они красивым венцом украшают апсиду.


Рис. 3 - Схема-план алтарной части:

1. Хор 2. Деамбулаторий 3. Капелла осевая 4. Капеллы радиальные

Рис. 3

Рис. 4 - Вид хора и деамбулатория сверху. Величественные колонны усиливают линию вертикали, объединяя пространство верха и низа.

Рис. 4


2.  Арочная конструкция

Арка – Это наиболее характерный и часто встречающийся элемент архитектуры культовых сооружений Средневековья, заимствованный у римлян.

Рис. 1 - Внутренний вид Мавзолея, построенного в Риме, в 4-ом веке для дочери императора Константина – Констанции., впоследствии переделанная в церковь Santa Сonstanza. Арочная конструкция в форме аркад по кругу организует внутреннее пространство здания. Свод – Кирпичный, колонны цельные из гранита, капители (верхняя часть колонн) из мрамора.

Рис. 1

В архитектонике романской церкви арка участвует в формировании почти всех структурных элементов, она многофункциональна. Арка выделяет в стене проемы окон, порталов, формирует своды, арочные ячейки, которые делят пространство церкви на отдельные фракции, входит в состав декоративных элементов, украшающих стену.


Рис. 2 - Арочный элемент – основной в оформлении верхних и нижних ярусов.

Рис. 2

Имеется множество форм арок. Наиболее простая –т.н. полуциркульная. Она «вычерчивается» одним радиусом из центра круга. Полуциркульная арка и полуциркульная возвышенная тесно ассоциируются с романским стилем (Рис. 3).

Рис. 3

Но Романская архитектура не пренебрегает и стрельчатой аркой (рис. 4), которая была известна в Сирии в конце 9-го века и импортирована в Европу во время первых крестовых походов. Стрельчатая арка имеет одно неоспоримое преимущество в сравнении перед полуциркульной: она обеспечивает большую стабильность конструкции благодаря усилению вертикальной линии дуги, что подчеркивает ее легкий изящный силуэт. Именно поэтому она станет эмблемой готического стиля, пришедшего на смену романскому.

Рис. 4

Рис. 5 - Полуциркульная и стрельчатая арка в пространстве трансепта, фотмирует окна и проемы в стене.

Рис. 5


3.  Романский свод

В начале 11-го века плоский потолок церкви, состоящий из деревянных балок, постепенно уступает место каменному своду. Свод – это каменное дугообразное перекрытие, соединяющее стены.

Необходимость этой замены диктовалась рядом технических и эстетических причин :

·  Частые пожары

·  Обращение к образцам Римской архитектуры, и византийскому наследию, где свод уже имел место.

·  Введение в церковный обряд литургии хорового пения, что поставило вопрос об улучшении акустики, следовательно об изменении строительных материалов.

·  Поиск линии, гармонично связывающей потолок и стены здания, для создания образа единого сакрального пространства. Ведь в раннехристианской базилике плоский потолок образовывал со стенами и внутренними перегородками прямой угол, они существовали как бы самостоятельно, пространство зрительно было разорвано.

Для романской церкви характерно 3 типа свода:

1.  В форме цилиндрической арки (La voute en berceau). (Рис.1)

2.  Крестовый свод в форме стрельчатой арки, которая образуется путем пересечения 2-х цилиндрических (Voute d’arêtes). (Рис.2)