Характерные особенности католического храма Западной Европы периода расцвета архитектуры романского стиля, страница 5

3.  Купол. Он устанавливался на каменный «барабан», опирающийся на мощные пилоны.Купол чаще всего маркировал участок средокрестия, где пересекались трансепт и центр. неф. Апсида же всегда оформлялась вверху полукупольной сферой. (Рис.3)

Рис. 1                                                      Рис. 2                                                  Рис. 3

Использование полуцилиндрических, дугообразных потолков признается специалистами самой главной и оригинальной чертой романской архитектуры. Действительно, они отлично обеспечивают взаимодействие между элементами (неф, апсида и трансепт) и структурируют единое пространство.

Взгляд скользит не останавливаясь от подножия колонны к высоте округлого потолка, объединяя таким образом горизонтальную линию пола и вертикальную линию потолка, делая пространство сферичным, внося символическое содержание единства верхней зоны (небесной) и нижней (земной). К тому же округлый цилиндрический потолок превосходно отражает свет и улучшает акустику здания.


4.  Опорные элементы: столбы и колонны

Напомним, что в римской архитектуре в качестве опорных элементов в культовых зданиях использовались только колонны. Они были цельными, из натурального камня – гранита или мрамора.Колонна состояла из 3-х частей: базы, ствола и капители. Ствол был круглым, с гладкой, полированной поверхностью, имеющий цвет, фактуру натурального камня, что придавало конструкции впечатление живого теплого организма, соотносимого с человеком.

В романской церкви каменный свод, пришедший на смену деревянному, значительно увеличил вертикальное давление на стены и внутренние несущие элементы. Поэтому колонны были заменены столбами. Основную нагрузку взяли на себя столбы (пилоны). Они, как правило, держат перегородки центрального и боковых нефов. Составленные из крупных каменных блоков, они впечатляют своей массой и мощью (Рис 1, 2).

Рис. 1                                                                                   Рис. 2

Но архитекторы нашли способы зрительно разбить этот монолит, смягчить суровость объема, сделав его составным, разнообразным по структуре входящих в него элементов.

Рис. 3. - Четыре полукруглые колонны соединились в один пучок на общем квадратном основании. Это сделало линию поверхности более гибкой, мягкой.

Рис. 3

Рис. 4. - Тот же эффект достигается путем изменения пропорций и декоративной обработки поверхности.

Рис. 4

По-другому, чем в римском зодчестве используются колонны, меняется форма и рисунок капителей.


5.  Внешний вид храма: фасад, колокольня, башни

Фасадом называется передняя наружная часть здания, где находится центральный вход или портал (la porte, le portail-большая дверь). Применительно к романской церкви речь идет о западной стороне здания. Входные двери могли еще располагаться с северной и южной стороны, но они были вспомогательными.

Отделка западного фасада была темой особой заботы средневекового мастера-архитектора и не только потому, что вход всегда является лицом, визитной карточкой любого общественного здания, но и потому, что имелся обычай, особенно частый в эпоху Каролингов – устраивать судебные заседания, совершать юридические сделки или проводить диспуты на религиозную тему на площади перед центральным входом в храм.

Культовая архитектура осуществляла, реализовала религиозную программу, поэтому западная часть символизировала эпоху Апокалипсиса. Эпизоды Страшного суда иллюстрировались на тимпанах дверей и в верхней части фасада в форме скульптурного барельефа (Рис. 1).

Рис. 1 - Сцена Последнего Суда на западном фасаде церкви в Bourges (Cher), Франция