Характерные особенности католического храма Западной Европы периода расцвета архитектуры романского стиля, страница 3

Рис. 6


На рис. 7 и 8 - вид с восточной стороны:крыло трансепта, башня-колокольня и апсида снаружи.

Рис. 7                                                             Рис. 8

2.  Алтарь как место высокой значимости помещается в центр апсиды, фокусного центра здания. Все пространство алтарной части отделяется от нефа триумфальной аркой вверху, а снизу выделяется ступеньками или выступами, которые указывают место, предназначенное для духовенства (Рис.9).

Рис. 9

3.  Апсида приобретает новое сакральное значение : это место не только представителей духовенства, но и самого Христа. Иконографические спиритуализированные образы апостолов и Спасителя сменяют скульптурные статуи античных божеств. Мозаики полукруглой ниши апсиды как правило демонстрируют образ Христа во Славе (рис. 10).

Рис. 10

Безусловно, статус церкви, географический тип местности, где она возводится, экономическая и политическая значимость региона, художественные традиции, - все эти факторы определят появление множества вариаций исходной архитектурной модели, будь то скромная церковь сельского прихода, монастырская церковь, кафедральный собор или церковь, предназначенная для приема паломников. Но типовой план римской базилики обусловит в будущем всю эволюцию культовой средневековой архитектуры Западной Европы.

Рис.11 демонстрирует разнообразие планов церкви «базилического типа» и развитие этой формы на территории Франции.

Рис. 11


  III.  Основные архитектурные элементы, определившие новаторскую эстетику романского стиля

1.  Общee композиционное решение

В романской архитектуре существовало 2 основных композиционных типа церковных сооружений: продольные в плане здания простой прямоугольной формы с апсидой, приставленной с восточной стороны и базилики. Более редкими были центричные, круглые здания с регулярно размещенными апсидами (в плане- греческий крест).

Рассмотрим второй вариант.

Романская церковь «базилического типа» характеризуется ясным, четким планом составляющих ее элементов, как в вертикальном, так и в горизонтальном разрезе. В основе плана – развитие прямой линии с вектором на восток.

Это видно на базовой схеме (Рис. 1):

1. Центральный неф

2. Боковые нефы

3.Трансепт (поперечный неф)

4. Хор/апсида

5.Верхний этаж с высокими окнами

Рис. 1


По мере развития стиля композиционное решение плана церкви усложняется, появляются новые элементы. Рис. 2 демонстрирует типичный план постройки зрелого периода.

1. Портик

2. Нартекс (вестибюль входа с западной стороны)

3/4. Башни западного портала

5/6.Центральный и боковые нефы

7. Средокрестие - участок пересечения центр. нефа и трансепта, часто отмеченный с внешней стороны башней или колокольней

8. Правый и левый «рукава» трансепта

9/10/11. Алтарная часть:

9.Хор

10.Апсида

11.Деамбулаторий с прилегающими к нему капеллами

Рис. 2

Особенно подвергается изменению алтарная часть(пространство апсиды). Тем самым все более подчеркивается ее роль как композиционного, фокусного центра и духовное значение совершаемого в этом месте литургического акта.

Алтарная часть включает в себя ХОР, ДЕАМБУЛАТОРИЙ, КАПЕЛЛЫ.

- ХОР – это пространство непосредственно вокруг алтаря, где совершается литургия. Оно предназначено для духовных лиц и отделяется оградой от публики.

Вокруг хора появляется

-ДЕАМБУЛАТОРИЙ – это обходная полукруглая галерея, обозначенная круглыми колоннами.Главное назначение – приблизить публику к акту священнодействия.