Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский Национальный Технический Университет
Кафедра“Гидропневмоавтоматика и гидропневмопривод”
Группа 101714
Расчетная работа №4
по дисциплине “Теория автоматического управления”
Выполнил:
Руководитель:
Минск 2007
Структурная схема САР имеет вид:

 
   
 
     
 
       
Нелинейность имеет вид:
 
     
 
        
        
 
   
  
       
· Запишем уравнение движения гармонически линеаризованной нелинейной части.
По структурной схеме САР получаем уравнение движения линейной части




Решим данные уравнения совместно и получим



Полученное уравнение является уравнением движения линейной части.

Данная нелинейность является однозначной.
 - уравнение
движения гармонически линеаризованного нелинейного элемента.
 - уравнение
движения гармонически линеаризованного нелинейного элемента.
Для задания нелинейности, коэффициент гармонической нелинейности записывается в виде

Запишем совместно уравнения движения линейной и нелинейной частей САР и получим

И полученное уравнение является уравнением движения гармонически линеаризованной системы.
· Уравнение полученное выше соответствует характеристическому уравнению


Для того чтобы найти условие существования в линеаризованном
уравнении движения, введем замену 
 Выделим
вещественную и мнимую части, которые приравниваются к нулю, т.е. получается
система уравнений
         Выделим
вещественную и мнимую части, которые приравниваются к нулю, т.е. получается
система уравнений

Из второго уравнения данной системы находим частоту периодического решения
 
   
 После подстановки в первое уравнение системы
всех значений, получим связь амплитуды и периода решения с параметром системы
         После подстановки в первое уравнение системы
всех значений, получим связь амплитуды и периода решения с параметром системы

· Для исследования устойчивости периодического решения воспользуемся алгебраическим критерием





Тогда получим
 
    
При  
  следовательно
автоколебания отсутствуют, т.к. при этом нелинейная САР превращается в линейную
 следовательно
автоколебания отсутствуют, т.к. при этом нелинейная САР превращается в линейную

При  
 
Теперь определим амплитуду автоколебаний нелинейной системы.

Данное уравнение, связывающее амплитуду автоколебаний с параметром системы, является трансцендентным.
Воспользуемся графо-аналитическим методом. Для этого решим
уравнение относительно коэффициента передачи 

По данному выражению строим график зависимости  .
.
Критический коэффициент передачи системы  определяется из
данного выражения при
 определяется из
данного выражения при 

Результат расчета зависимости  сводим в таблицу 1
 сводим в таблицу 1

Таблица 1. Результат расчета амплитуды автоколебаний
| A | K | 
| 1 | 0,085307 | 
| 2 | 0,140078 | 
| 3 | 0,20486 | 
| 4 | 0,270848 | 
| 5 | 0,337262 | 
| 10 | 0,67112 | 
| 50 | 3,350223 | 
| 100 | 6,700112 | 
| 1000 | 67,00001 | 
| 4000 | 268 | 
| 4068 | 272,556 | 

Рисунок Зависимость 
Т.к.  то можно
определить значение амплитуды автоколебаний
 то можно
определить значение амплитуды автоколебаний

· 
Частота автоколебаний
остается неизменной для любой переменной системы и согласно значению  не зависит от коэффициента усиления системы и
 не зависит от коэффициента усиления системы и 

Значение амплитуды выходного сигнала  можно определить
 можно определить
 
      
     
Тогда получаем     
    
Подставим исходные значения, получим

Найдем и построим область устойчивых состояний равновесия и автоколебаний в нелинейной САР от параметров 2-го звена.
Расчет проведем по формулам:

Т.к.  не зависит от
 не зависит от  то график
зависимости
 то график
зависимости  будет выглядеть виде прямой параллельной оси
абсцисс.
 будет выглядеть виде прямой параллельной оси
абсцисс.

Результаты снесем в таблицы:
| К2 | T2 | wa | 
| 0 | 0 | 10,25264 | 
| 1 | 1 | 2,306278 | 
| 2 | 2 | 1,839846 | 
| 3 | 3 | 1,650346 | 
| 4 | 4 | 1,545869 | 
| 5 | 5 | 1,479292 | 
| 6 | 6 | 1,433037 | 
| 7 | 7 | 1,398985 | 
| 8 | 8 | 1,372848 | 
| 9 | 8,04 | 1,371928 | 
| 8,04 | 0,05 | 6,868366 | 
| t2 | K2 | Aa | 
| 0 | 8,04 | 0 | 
| 0,01 | 8,04 | 348,6 | 
| 0,02 | 8,04 | 407,5 | 
| 0,03 | 8,04 | 461,5 | 
| 0,04 | 8,04 | 510,5 | 
| 0,05 | 8,04 | 555 | 
| 0,06 | 8,04 | 596 | 
| 0,07 | 8,04 | 633,5 | 
| 0,08 | 8,04 | 668,5 | 
| 0,09 | 8,04 | 700,5 | 
| 0,1 | 8,04 | 730 | 
| T2 | K2 | Aa | 
| 0,05 | 0,018436 | 1 | 
| 0,05 | 0,030272 | 2 | 
| 0,05 | 0,044272 | 3 | 
| 0,05 | 0,058533 | 4 | 
| 0,05 | 0,072885 | 5 | 
| 0,05 | 0,145035 | 10 | 
| 0,05 | 0,289706 | 20 | 
| 0,05 | 0,724012 | 50 | 
| 0,05 | 1,447952 | 100 | 
| 0,05 | 2,171908 | 150 | 
| 0,05 | 14,47928 | 1000 | 
 W(T)
W(T)
 W(K)
W(K)
 A(K)
A(K)
 A(T)
A(T)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.