Лекция №1.
1.1 Введение. Предмет курса ЭП.
Курс называется ОПЭиЭ. 2/3 будет посвящено ЭП. Под ЭП отведено 8 лекций в конце семестра. Для получения навыков проектирования вам придется выполнить КП, где разрабатывается система управления ЭП. Теория ЭП – это глубокая и содержательная наука.
Литература.
1. Ключев В.И. Теория электропривода: Учебник для вузов. – М. 1985.
2. Чиликин М.Г. Ключев В.И. Теория автоматического электропривода. – М. : Энергия, 1979.
3. Зимин Е.Н. Яковлев В.Н. Автоматическое управление электроприводами: Учебное пособие для стедентов вузов. – М. : Высш. шк., 1979 - 318ст.
4. Баранин А.В., Новиков В.А. Управление электроприводами: Учебное пособие для вузов. – Л. 1982 – 392ст.
Дополнительная:
1. Теория САР, под редакцией , – М. : Наука, 1975.
2. ТАУ под редакцией часть 1, - М. : В.Ш., 1986.
3. Яшугин Е.А. теория линейных непрерывных САУ в вопросах и ответах. – М. : В.Ш., 1986 – 224ст.
Для КП:
1. Батарин А.В., Голубев Ф.Н. Примеры расчетов автоматизированного ЭП. – Л. : 1971.
2. Васильев Д.В., чуни В.Г. Системы автоматического управления (примеры расчета). – М. : В.Ш., 1967.
3. Анхимюк В.А., Онейко О.Ф. Проектирование систем автоматического управления электроприводами: Учебное пособие для студентов вузов: - Мн. : В.Ш., 1986 – 143ст.
Наша цель – научиться управлять ЭП, т.е. проектировать УУ. Для чего надо изучить свойства ЭП, как ОУ, несколько разделов ТАУ, ряд технических вопросов из области электроники. В рамках курса мы рассмотрим механизм ЭП, свойства ЭП, как объекта управления ОУ, методы регулирования координат ЭП и ряд теоретических вопросов. Также необходимо выполнить 4 лабораторные работы.
1.2 Место электропривода в современных технологиях электронной промышленности. Определение электропривода.
В машине можно выделить три части:
1. Двигатель. 2. Передаточных механизм (ПМ). 3. Исполнительных механизм (ИМ).
Дв. и Им в совокупности называются приводом. Есть две разновидности приводов: силовой и маломощный привод в сложных технологических механизмах (координатные столы в установках лазерного резания материалов и станки с ЧПУ, ПР). Во всех случаях в системе помимо двигателя с ИМ присутствует еще и электронное УУ (устройство управления). Такой электропривод называется автоматизированным.
Функциональная схема автоматического ЭП.
t1 ОУ t2
g(t) x(t) u(t) y(t)
Р СП ЭД ПМ ИМ
u M
i w
f ИУ
ОС – делается в отдельных случаях
Определение – ЭП – это электромеханическая система, преобразующая электродвигателя (ЭД), передаточного механизма (ПМ), регулятора (Р), силового преобразователя (СП) и измерительного устройства (ИУ).
- задающее воздействие.
- регулируемая (выходная величина).
- измеренное значение выходной величины.
- рассогласование или ошибка.
- управляющее воздействие.
- возмущающее воздействие, для ЭП – это обычно Мс – момент нагрузки на валу (статический момент).
ЭД+ПМ+ИМ=ОУ, Р+СП+ИУ=УУ, ОУ+УУ=ФСУ ЭП – САРЭП.
Основная задача АСУ ЭП - обеспечение с необходимой точность условия y(t)=g(t), т.е. x(t)=0 во все моменты времени, как в установившихся (статических), так и в переходных (динамических) режимах.
Функции y(t) и g(t) будут неодинаковы по ряду причин.
1) В реальных АСУ ЭП всегда есть возмущающее воздействие отклоняющее регулируемую величину от требуемого ее значения. Возмущением обычно является статический момент нагрузки на валу ЭД – Мс.
2) Кроме того, многие элементы АСУ ЭП обладают инерционностью.
Виды электропривода: 1. Групповой. 2. Индивидуальный.
Групповым ЭП называется ЭП, при котором от одного ЭД-ля приводится в движение несколько исполнительных механизмов ИМ. Главной особенностью группового ЭП является невозможность управления технологическим процессом с помощью СУиЭП-ом. Поэтому групповой заменяется индивидуальным. Это означает качественный скачок, т. к. при этом кроме функции преобразования энергии на ЭП возлагается важная задача управления техническим процессом приводимого в движение механизма. Индивидуальным ЭП называется ЭП, при котором каждый ИМ приводится в движение отдельным ЭД или несколькими ЭД.
АСУ ЭП классифицируют по выполняемой задаче на 4 категории. 1) системы стабилизации управляемой координаты (чаще всего скорости w), 2) следящие системы – отслеживают заранее неизвестный g(t) – чаще всего это положение ИМ: - системы наведения на цель, 3) программные АСУ ЭП – управляют положение ИМ, которое должно выравниваться по заданной программе (станки с УПУ, роботы). 4) системы оптимального управления ЭП – y(t)- варьируется, т.о. чтобы минимизировать некоторый критерий оптимальности (потери, время перемещения и т.д.)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.