Международные и региональные финансовые и валютно-кредитные организации, страница 4

В случае возврата к системе фиксированных паритетов СДР долж­ны стать универсальным эталоном стоимости национальных валют.

Однако провозглашенные цели носят характер пожеланий и не со­держат конкретных указаний относительно средств их достижения.

3. Россия в МВФ

Одним из учредителей МВФ на Браттон-Вудской конференции был и Советский Союз. Поэтому, естественно, возникает вопрос: почему СССР не стал членом Фонда?

Дело в том, что с самого начала позиция СССР в отношении МВФ и МБРР была направлена на максимально возможную изоляцию от созда­ваемой системы при формальном вхождении в нее. Даже в случае рати­фикации соглашения возможный в тот период характер участия СССР в МВФ и МБРР был бы равнозначен неучастию в этих организациях.

В конце 1991 г. Россия подала заявку о вступлении в МВФ. На сессии Фонда, состоявшейся 27 апреля 1992 г. было принято решение о приеме в МВФ России и других стран СНГ.

Квота России в капитале Фонда - 3%. Для сравнения - Украина - 0,69%, Белоруссия - 0,2%, Казахстан - 0,17%.

По величине квоты Россия находится на девятом месте после стран "большой семерки" и Саудовской Аравии. (Саудовская Аравия является одним из главных доноров, представляющих Фонду кредиты).

Взнос квоты в капитал - 2286 млн. СДР. Это примерно 3,5 млрд. дол. США. Часть этой суммы - 22,8% - подлежала взносу в СКВ, ос­тальное - в рублях. Для рублевого взноса в Банке России был открыт счет на имя МВФ.

Что дает России вступление в МВФ?

1. Совместимость инструментов валютно-денежного и финансового регулирования в России с общепринятыми в мире нормами.

2. Правовая защита от дискриминации и валютных ограничений российских предприятий на внешнем рынке.

3. Получение доступа к имеющемуся в МВФ огромному объему ин­формации и результатам глобального экономического анализа.

4. Использование опыта персонала МВФ по целому ряду народохо­зяйственных проблем.

5. Доступ к льготным кредитам.

Однако необходимо иметь в виду, что получение кредитов сопро­вождается обусловленностью. Условия являются весьма жесткими. Важ­нейшими из них являются:

1) сокращение дефицита бюджета;

2) ограничение роста денежной массы;

3) прекращение кредитования нежизнеспособных предприятий;

4) отмена различного рода льгот предприятиям и т.д.

Кроме того, Россия, подписав соглашение с МВФ, обязалась соб­людать Устав этой организации. Устав предусматривает обязательство стран - членов Фонда не вводить без согласования с ним валютных ограничений. Из этого следует, что МВФ требует от своих членов всемерного ослабления валютного контроля, что на практике часто не соответствует интересам страны-должника.

Россия получила в МВФ несколько займов. Эти средства, как правило, предназначены для покрытия дефицита бюджета России и обс­луживания внешнего долга.

2 вопрос.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕГИСТРАЦИИ И РАЗВИТИЯ

4. МБРР, цель его создания

МБРР - это межгосударственный инвестиционный институт для со­действия развитию экономики стран-участниц посредством предостав­ления долгосрочных займов и кредитов, а также гарантирования част­ных инвестиций.

Банк учрежден с целью:

1) оказания помощи странам Западной Европы в преодолении тя­желых последствий второй мировой войны;

2) восстановление мирового денежного рынка;

3) достижения стабильности международных валютно-кредитных отношений.

Учредители банка исходили из того, что в своей кредитной дея­тельности он не должен конкурировать с банками и прочими инвесто­рами. Наооборот, банк должен создавать благоприятный климат для их операций.

Поэтому кредиты МБРР предназначаются для стран и отраслей, "рискованных" для частного капитала и предоставляются на наиболее длительные сроки.

Свою деятельность банк осуществляет с 1946 г.  в соответствии с уставом.

Уставом определено, что членами банка могут быть только стра­ны, являющиеся членами МВФ.

Капитал банка образуется путем подписки стран-членов на его акции. Размер подписного капитала в настоящее время превышает 175 млрд. дол., из них оплаченная часть - 9%. Остальная часть подписки может быть востребована банком в случае отсутствия у него ресурсов для срочного погашения своих обязательств. Таким образом неопла­ченная часть капитала является гарантийным фондом, под который МБРР заимствует средства на рынках ссудного капитала для развития своих кредитных операций.

Высшие органы управления МБРР - Совет управляющих и Директо­рат. Во главе банка - президент. Традиционно президентом банка из­бирается представитель США - страны, имеющей наибольшее количество голосов.

Сесссии Совета проводятся один раз в год, совместно с МВФ.

Право голоса в странах МБРР определяется паем в его капитале, т.е. используется система "взвешенных" голосов, аналогично МВФ.

5. Операции МБРР

Основным видом деятельности банка является предоставление среднесрочных и долгосрочных займов (до 10-20 и более лет).

Займы предназначаются для развития промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и других объектов инфраструкту­ры. Займы выдаются под гарантию правительства соответствующей страны.

До 1957 г. займы банка направлялись преимущественно в промыш­ленно развитые страны, с 1957 г. основная часть ресурсов направля­ется в страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Процентные ставки по основной части кредитов МБРР приближает­ся к рыночным. Это связано с тем, что свои ресурсы банк формирует главным образом за счет облигационных займов, размещаемых на рын­ках ссудных капиталов.

Таким образом, МБРР играет роль посредника и одновременно га­ранта между частным капиталом и странами-заемщиками (главным обра­зом развивающимися странами).

При решении вопроса о предоставлении кредита какой-либо стра­не банк требует предоставления подробной информации о ее экономи­ческом и финансовом положении. При необходимости в такие страны банк может направлять экономические миссии.