В случае возврата к системе фиксированных паритетов СДР должны стать универсальным эталоном стоимости национальных валют.
Однако провозглашенные цели носят характер пожеланий и не содержат конкретных указаний относительно средств их достижения.
3. Россия в МВФ
Одним из учредителей МВФ на Браттон-Вудской конференции был и Советский Союз. Поэтому, естественно, возникает вопрос: почему СССР не стал членом Фонда?
Дело в том, что с самого начала позиция СССР в отношении МВФ и МБРР была направлена на максимально возможную изоляцию от создаваемой системы при формальном вхождении в нее. Даже в случае ратификации соглашения возможный в тот период характер участия СССР в МВФ и МБРР был бы равнозначен неучастию в этих организациях.
В конце 1991 г. Россия подала заявку о вступлении в МВФ. На сессии Фонда, состоявшейся 27 апреля 1992 г. было принято решение о приеме в МВФ России и других стран СНГ.
Квота России в капитале Фонда - 3%. Для сравнения - Украина - 0,69%, Белоруссия - 0,2%, Казахстан - 0,17%.
По величине квоты Россия находится на девятом месте после стран "большой семерки" и Саудовской Аравии. (Саудовская Аравия является одним из главных доноров, представляющих Фонду кредиты).
Взнос квоты в капитал - 2286 млн. СДР. Это примерно 3,5 млрд. дол. США. Часть этой суммы - 22,8% - подлежала взносу в СКВ, остальное - в рублях. Для рублевого взноса в Банке России был открыт счет на имя МВФ.
Что дает России вступление в МВФ?
1. Совместимость инструментов валютно-денежного и финансового регулирования в России с общепринятыми в мире нормами.
2. Правовая защита от дискриминации и валютных ограничений российских предприятий на внешнем рынке.
3. Получение доступа к имеющемуся в МВФ огромному объему информации и результатам глобального экономического анализа.
4. Использование опыта персонала МВФ по целому ряду народохозяйственных проблем.
5. Доступ к льготным кредитам.
Однако необходимо иметь в виду, что получение кредитов сопровождается обусловленностью. Условия являются весьма жесткими. Важнейшими из них являются:
1) сокращение дефицита бюджета;
2) ограничение роста денежной массы;
3) прекращение кредитования нежизнеспособных предприятий;
4) отмена различного рода льгот предприятиям и т.д.
Кроме того, Россия, подписав соглашение с МВФ, обязалась соблюдать Устав этой организации. Устав предусматривает обязательство стран - членов Фонда не вводить без согласования с ним валютных ограничений. Из этого следует, что МВФ требует от своих членов всемерного ослабления валютного контроля, что на практике часто не соответствует интересам страны-должника.
Россия получила в МВФ несколько займов. Эти средства, как правило, предназначены для покрытия дефицита бюджета России и обслуживания внешнего долга.
2 вопрос.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕГИСТРАЦИИ И РАЗВИТИЯ
4. МБРР, цель его создания
МБРР - это межгосударственный инвестиционный институт для содействия развитию экономики стран-участниц посредством предоставления долгосрочных займов и кредитов, а также гарантирования частных инвестиций.
Банк учрежден с целью:
1) оказания помощи странам Западной Европы в преодолении тяжелых последствий второй мировой войны;
2) восстановление мирового денежного рынка;
3) достижения стабильности международных валютно-кредитных отношений.
Учредители банка исходили из того, что в своей кредитной деятельности он не должен конкурировать с банками и прочими инвесторами. Наооборот, банк должен создавать благоприятный климат для их операций.
Поэтому кредиты МБРР предназначаются для стран и отраслей, "рискованных" для частного капитала и предоставляются на наиболее длительные сроки.
Свою деятельность банк осуществляет с 1946 г. в соответствии с уставом.
Уставом определено, что членами банка могут быть только страны, являющиеся членами МВФ.
Капитал банка образуется путем подписки стран-членов на его акции. Размер подписного капитала в настоящее время превышает 175 млрд. дол., из них оплаченная часть - 9%. Остальная часть подписки может быть востребована банком в случае отсутствия у него ресурсов для срочного погашения своих обязательств. Таким образом неоплаченная часть капитала является гарантийным фондом, под который МБРР заимствует средства на рынках ссудного капитала для развития своих кредитных операций.
Высшие органы управления МБРР - Совет управляющих и Директорат. Во главе банка - президент. Традиционно президентом банка избирается представитель США - страны, имеющей наибольшее количество голосов.
Сесссии Совета проводятся один раз в год, совместно с МВФ.
Право голоса в странах МБРР определяется паем в его капитале, т.е. используется система "взвешенных" голосов, аналогично МВФ.
5. Операции МБРР
Основным видом деятельности банка является предоставление среднесрочных и долгосрочных займов (до 10-20 и более лет).
Займы предназначаются для развития промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и других объектов инфраструктуры. Займы выдаются под гарантию правительства соответствующей страны.
До 1957 г. займы банка направлялись преимущественно в промышленно развитые страны, с 1957 г. основная часть ресурсов направляется в страны Азии, Африки и Латинской Америки.
Процентные ставки по основной части кредитов МБРР приближается к рыночным. Это связано с тем, что свои ресурсы банк формирует главным образом за счет облигационных займов, размещаемых на рынках ссудных капиталов.
Таким образом, МБРР играет роль посредника и одновременно гаранта между частным капиталом и странами-заемщиками (главным образом развивающимися странами).
При решении вопроса о предоставлении кредита какой-либо стране банк требует предоставления подробной информации о ее экономическом и финансовом положении. При необходимости в такие страны банк может направлять экономические миссии.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.