Полковник Ю. КОРЕЧКОВ
«____»_____________200__ г.
по дисциплине «Деньги, кредит и банки»
Т е м а № 9. Мировые валютные, кредитные и финансовые рынки
Занятие № 2. Международные и региональные финансовые и валютно-кредитные организации
комиссии №
«___» _____________200__г.
протокол № ____
Учебно-воспитательные цели занятия:
1. Изучить сущность, состав и функции международных валютно-финансовых организаций, рассмотреть проблемы участия в них нашей страны.
2. Воспитывать правильное понимание курсантами необходимости интеграции страны в международную валютно-финансовую систему.
Время: 2 часа. Место: аудитория.
Содержание:
Введение.
Учебные вопросы (основная часть):
1. Международный валютный фонд.
2. Международный банк реконструкции и развития.
3. Региональные банки развития.
Заключение.
Структурно-логическая схема:
Введение.
1-й вопрос. Международный валютный фонд.
1. Сущность.
2. Функции.
3. Россия в МВФ.
2-й вопрос. Международный банк реконструкции и развития.
4. МБРР, цель его создания.
5. Операции МБРР.
6. Филиалы банка.
3-й вопрос. Региональные банки развития.
7. Виды региональных банков развития.
8. РБРР.
Заключение.
Литература:
а) основная:
1. Деньги, кредит и банки: Учебное пособие/ Под ред. Ю.В. Коречкова. – Ярославль, ЯВВФУ, 1997.
2. Деньги, кредит, банки: Учебник для вузов/ Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ, 2001.
б) дополнительная:
1. Валюта стран мира: Справочник. -М.: Финансы и статистика, 1981.
2. Денежное обращение и кредит при капитализме: Учебник/ Под ред. Л.Н. Красавиной. -М.: Финансы и статистика, 1989.
3. Долан Э.Д. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. - Санкт-Петербург, 1991.
4. Международные кредитные отношения капиталистических стран/ Под ред. Г.Г. Матюхина и И.С. Королева. -М.: Финансы и статистика, 1981.
5. Финансово-кредитный словарь. -М.: Финансы и статистика, 1986. -Т.2.
6. Экономика и бизнес/ Под ред. В.Д. Камаева. -М: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1993.
7. Международные валютные и финансово-кредитные отношения: Учебник/ Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и статистика, 1994.
Учебно-материальное обеспечение:
1. Лектор – 2000.
2. Слайды № 9/2.
ВВЕДЕНИЕ
Международные валютно-финансовые организации - международные экономические организации, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования валютных и финансово-кредитных отношений. Их история началась с 20-х годов XX столетия. Тогда по "плану Дауэса" был образован фонд содействия Германии в ее мероприятиях по выплате репараций и восстановлению промышленности.
После второй мировой войны появился "план Маршалла". По этому плану США создали фонд помощи пострадавшим от войны западноевропейским странам.
В настоящее время в мире насчитывается около 400 многосторонних межправительственных валютно-финансовых организаций. В зависимости от выполняемых функций их можно подразделить на две группы:
1. Фонды.
2. Межгосударственные банки.
Деятельность фондов не всегда можно считать кредитной в классическом понимании этого слова. Однако она является важным элементом международных кредитных отношений.
В современных условиях деятельность фондов направлена либо на содействие экономическому росту стран, либо на урегулирование платежных балансов.
Капитал фондов формируется в основном за счет государственных ресурсов. Поэтому они представляют важнейший источник межгосударственного кредита.
Межгосударственные банки выполняют функции институтов долгосрочного кредитования.
Крупнейшими международными валютно-финансовыми организациями являются Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Они учреждены на международной валютно-финансовой конференции 1944 г. в Бреттон-Вудсе.
Мощная финансовая база МВФ и МБРР превосходит ресурсы всех остальных межгосударственных валютно-финансовых организаций.
Членами МВФ и МБРР являются 176 государств, в том числе Россия и другие государства содружества.
1 вопрос.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД
1. Сущность
МВФ - межправительственная валютно-финансовая организация, предназначенная для регулирования валютных отношений между странами - членами.
Регулирование валютных отношений фонд осуществляет следующими способами:
1) установление норм регулирования валютных курсов и контроль за их соблюдением;
2) устранение валютных ограничений;
3) использование многосторонней системы платежей;
4) предоставление краткосрочных кредитов при валютных затруднениях, связанных с неуравновешенностью платежных балансов.
Свою деятельность МВФ начал с 1 марта 1947 г. в соответствии с уставом.
В первоначальный устав МВФ были внесены две серии поправок:
1) 1969 год - введена система специальных прав заимствования (СДР);
2) 1978 год - Бреттон-вудская валютная система заменена Ямайской.
Капитал фонда образуется из взносов стран-членов в соответствии с установленной для каждой страны квотой. Квота определяется с учетом экономического потенциала и роли страны в международной торговле. Не реже одного раза в пять лет квоты пересматриваются.
В отличие от других международных валютно-финансовых организаций взносы в уставный капитал МВФ осуществляются в полном объеме подписки (т.е. квоты). Это связано с тем, сто Фонд работает преимущественно на собственном капитале и лишь в небольшой части – на заемном.
В настоящее время капитал Фонда превышает 120 млрд. дол. США.
До 1978 г. уставный капитал Фонда формировался на 25% в золоте и на 75% в резервных и национальных валютах. С 1978 г. согласно поправке к Уставу вместо взноса в золоте вносится 25% или менее в резервной валюте; остальное в национальной валюте.
Руководящие органы МВФ - совет управляющих и директорат. Совет - высший орган, решающий принципиальные вопросы, состоит из министров финансов и управляющих центральных эмиссионных банков стран-членов, собирается раз в год. Директорат - исполнительный орган, регулирует повседневную деятельность фонда, состоит из 22 директоров: 5 - от США, Великобритании, Германии, Франции, Японии; 1 - от Саудовской Аравии (т.е. от стран с наибольшими квотами); 16 директоров избираются на двухлетний срок по принципу географического представительства. Голоса в руководящих органах распределяются между странами исходя из размера квот: каждая страна имеет в совете управляющих 250 голосов плюс один голос на каждые 100 тыс. СДР ее квоты. Для принятия решений по наиболее важным вопросам требуется не менее 85% голосов, по менее важным - 70%. Располагая наибольшим числом голосов, США (19,14%) и страны ЕС (28,62%) имеет соответственно и "право вето" по большинству принимаемых решений.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.