В отношении валютных курсов новые правила предоставили каждой стране право выбора режима валютного курса, в том числе и режима свободного плавания валют, т.е. без ограничения пределов их изменений.
В современных условиях регулирующая роль Фонда направлена на выявление и устранение в валютной сфере очагов нестабильности.
В этих целях МВФ в соответствии с уставными полномочиями осуществляет так называемое "пристальное наблюдение" за состоянием международной валютной системы и экономической политикой каждой из стран-членов Фонда.
За этим термином скрывается огромный объем работы, осуществляемой персоналом МВФ, в ходе повседневных контактов и консультаций со всеми участвующими в Фонде правительствами.
МВФ сегодня - это гигантский банк данных и мощный центр глобального экономического анализа. Результаты анализа выступают как основа контроля взаимного соответствия хозяйственно-политических целей и экономических прогнозов по всем странам-членам Фонда.
Аналитическая деятельность Фонда тесно связана с представлением рекомендаций в области валютно-экономической политики для каждой из стран.
Более того, в последнее время сложилось принципиально новая форма межгосударственного регулирования - многосторонняя координация макроэкономической политики наиболее развитых стран.
Воплощение на практике целей межгосударственного регулирования, естественно, сталкивается с определенными трудностями. Но не следует упускать из виду один существенный аспект: впервые в мировой истории правительства крупнейших государств обязались согласовывать многочисленные меры, которые исконно считались внутренним делом.
Третья функция Фонда - устранение валютных ограничений. Однако эту проблему удалось решить лишь частично, т.к. большинство стран, главным образом из числа развивающихся, продолжают сохранять валютные ограничения.
Под валютными ограничениями понимается система правительственных мер, ограничивающая или жестко регламентирующая права граждан обменивать национальную валюту на иностранную.
В условиях валютных ограничений вместо рыночного регулирующего механизма применяются согласованные действия государства и органов валютного контроля.
При дефиците платежного баланса принимаются специальные меры, призванные затормозить рост внутреннего спроса и импорта, а также стимулирующие экспорт.
Такая практика, оправданная тяжелой ситуацией в какой-либо стране, в то же время препятствует развитию международной торговли. Поэтому, как только позволяют обстоятельства, в таких странах валютные ограничения ослабляются и вводится постепенная либерализация валютных операций.
Четвертая функция Фонда - урегулирование кризиса задолженности. Решение долговой проблемы Фонд осуществляет совместно с МБРР.
С 80-х годов применяются следующие направления решения долговой проблемы:
1) обсуждение проектов урегулирования задолженности на межправительственном уровне и принятие конкретных решений, подкрепленных солидной финансовой базой;
2) поддержание притока иностранного финансирования в страны-должники;
3) содействие правительствам в нахождении наилучших направлений стабилизации и структурной перестройки экономики с целью вывода страны из долгового кризиса и ускорение ее социально-экономического развития.
МВФ специализируется, как правило, на вопросах краткосрочной финансово-экономической стабилизации, а МБРР - на долгосрочных структурных сдвигах в экономике. И то, и другое имеет одну цель - обеспечение непрерывности платежей, повышение эффективности участия стран должников в международном разделении труда, приспособление их экономики к изменяющимся мирохозяйственным условиям.
Пятая функция МВФ - эмиссия СДР.
В предыдущей теме мы уже выяснили, что СДР - это искусственно созданные международные резервные средства, предназначенные для регулирования сальдо платежных балансов, пополнения официальных резервов и расчетов с МВФ.
Участвовать в системе СДР могут только страны - члены Фонда. Только они наделяются лимитами СДР.
Однако получать, держать и использовать СДР могут также:
1) Международный валютный фонд;
2) по решению Совета управляющих страны, не являющиеся членами Фонда;
3) некоторые официальные институты: национальные и региональные валютные фонды.
СДР непосредственно не выполняют функции средства платежа и не используются в расчетах между странами даже для урегулирования государственных обязательств.
Наличие у страны лимита СДР дает ей право приобретать в его пределах у другой страны в обмен на СДР конвертируемую валюту. Эта валюта используется для целей, предусмотренных Соглашением о СДР.
Фонд обеспечивает для каждой страны участницы Соглашения возможность получения валюты в обмен на СДР путем "назначения" стран-кредиторов. Страны-кредиторы "назначаются" Фондом из числа тех стран, которые имеют положительные сальдо платежных балансов и крупные резервы.
В целях укрепления доверия к новым резервным средствам первоначально в Уставе МВФ было зафиксировано золотое содержание единицы СДР, равное золотому содержанию доллара США.
С 1 июня 1974 г. Фонд ввел в действие новый метод определения стоимости СДР. Он основывается на стоимости основных валют, взятых в определенных пропорциях и называется "стандартной корзиной" (стандартный набор валют).
Удельный вес каждой валюты в "корзине" зависит от доли страны в объеме мирового экспорта и значения валюты в мировой экономике.
В настоящее время валютная "корзина" включает пять важнейших валют:
- доллар США - 42%;
- марку ФРГ - 19%;
- японскую иену - 15%;
- французский франк - 12%;
- фунт стерлингов - 12%.
Введенные с 1 апреля 1978 г. поправки к Уставу МВФ предусматривают постепенное превращение СДР в главный резервный актив международной валютной системы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.