Международные и региональные финансовые и валютно-кредитные организации, страница 2

2. Функции

Одной из важнейших функций фонда является предоставление средств в иностранной валюте для покрытия временного дефицита пла­тежного баланса.

Своеобразие таких операций заключается в том, что страны - члены Фонда пользуются его ресурсами не в виде займов или креди­тов, а в форме купли или продажи своей национальной валюты или СДР на эквивалент валюты других стран-членов. Такие операции называют­ся сделками "транш".

Полученная фондом национальная валюта или СДР поступают в его полную собственность.

В конце финансового года (к 30 апреля) или через специально оговоренный срок, а это как правило, 3-5 лет, страна обязана выку­пить то количество своей валюты, которое Фонд аккумулировал сверх ее квоты.

Максимальный размер предоставляемый Фондом средств зависит от размера квоты страны заемщика обычно составляет около 25% кво­ты, т.е. равен взносу страны в иностранной валюте или СДР.

Разница между величиной квоты страны и наличием ее националь­ной валюты в распоряжении Фонда называется резервной долей.

В пределах резервной доли иностранная валюта может быть полу­чена страной-членом без каких-либо ограничений.

Без ограничений  страна  может также получить кредит на сумму иностранной валюты, предоставленной ею ранее взаймы Фонду.

Общая сумма резервной доли страны и займов, предоставленных ею Фонду, называется резервной позицией страны в МВФ.

Предоставление валютных ресурсов в размере, превышающем ре­зервную позицию, зависит от Директората Фонда.

В таких случаях Директорат обычно выдвигает требования прове­дения определенных финансово-экономических мероприятий правитель­ством соответствующей страны.

Такой порядок получил наименование принципа обусловленности. Он действует с середины 50-х годов.

Так, например, при кризисном состоянии платежного баланса страны-члена Фонда простое предоставление финансовой помощи счита­ется недостаточным. В таких условиях МВФ делает упор на устранение причин кризиса, выдвигает требование введения режима жесткой эко­номии.

Режим жесткой экономии предполагает:

1) денежно-кредитные ограничения;

2) реформа налоговой системы;

3) сокращение бюджетных расходов путем замораживания заработ­ной платы государственных служащих;

4) уменьшение субсидий;

5) изменение инвестиционных программ;

6) девальвация (понижение курса) национальной валюты.

Уставом МВФ предусматривается, что размеры предоставляемых заемщиком средств не должны превышать 200% квоты. Однако на прак­тике это положение иногда не соблюдается.

Обычно, средства Фонда предоставляются заемщикам в форме че­тырех кредитных долей. При этом за каждой последующей долей осу­ществляется более жесткий контроль.

Сроки погашения кредитов МВФ заранее не устанавливаются и обычно составляют до 3-5 лет.

Процентные ставки по кредитам зависят от их сроков и состав­ляют:

- до 1 года -                 4%;

- от 1 года до 2 лет - 4,5%;

- от 2 до 3 лет -           5%;

- от 3 до 4 лет -           5,5%;

- от 4 до 5 лет -           6% годовых.

Погашение кредитов фонда осуществляется путем выкупа у него заемщиком своей национальной валюты на конвертируемые валюты.

С 1952 г.  Фонд практикует предоставление резервных кредитов. Они обычно предоставляются на срок до 12 месяцев, но могут продле­ваться до 3 лет.

Используются резервные кредиты на цели согласованные с Фондом. На долю резервных кредитов  приходится  около  половины  всех кредитных операций МВФ.

С 1963 г. МВФ ввел систему "компенсационного финансирования". Это краткосрочные кредиты на срок не более 5 лет для финансирова­ния дефицита платежных балансов, связанных с непредвиденным паде­нием мировых цен на сырьевые товары.

На протяжении года страна может получить таких кредитов не более 50% квоты, а общая сумма этих кредитов не должна превышать 100% квоты заемщика.

С 1971 г. для стран, испытывающих серьезные нарушения платеж­ных балансов, введена система "расширенного финансирования". В этих случаях кредиты предоставляются на более длительные сроки - до 4-10 лет. При этом общая сумма обычных и "расширенных" кредитов не должна превышать 265% квоты.

Несмотря на быстрое увеличение уставного капитала МВФ, ему иногда не хватает собственных средств для оказания кредитной помо­щи своим членам. В этом случае Фонд пользуется заемными ресурсами, которые получает по Генеральному соглашению о займах. Это соглаше­ние заключено в 1962 г. со странами "группы 10", т.е. с наиболее развитыми странами. С 1964 г. в Генеральном соглашении участвует Швейцария.

Это своего рода пул, пользоваться которым могут страны, под­писавшие Соглашение.

В рамках Соглашения МВФ предоставляет займы сроком до 5 лет из образованного специального фонда. При этом кредиты, полученные по Соглашению, не входят в расчет их операций по сделкам "транш".

Вторая важнейшая функция МВФ - регулирование валютных курсов и поддержание их устойчивости.

В соответствии с прежними правилами использовалась система фиксированных валютных курсов. Страны-члены были обязаны согласо­вывать с Фондом официальный паритет своей валюты в золоте и долла­рах США и не допускать отклонений валютного курса более чем на ± 1% от паритета.

Обострившийся в начале 70-х годов валютный кризис привел к отказу от фиксированных паритетов и курсов валют.

В январе 1976 г. на сессии Временного комитета МВФ в Кингсто­не (Ямайка) были согласованы основные положения поправок к Уставу Фонда, которые вступили в силу с 1 января 1978 г.

Эти поправки касаются в основном вопросов золота, валютных курсов и размеров квот в капитале Фонда.

Согласно измененному Уставу была отменена официальная цена золота, оно исключено из расчетов между МВФ и его членами. Однов­ременно было предусмотрено повышение роли специальных прав заимс­твования (СДР) в качестве резервного актива в международной валют­ной системе.