2. Функции
Одной из важнейших функций фонда является предоставление средств в иностранной валюте для покрытия временного дефицита платежного баланса.
Своеобразие таких операций заключается в том, что страны - члены Фонда пользуются его ресурсами не в виде займов или кредитов, а в форме купли или продажи своей национальной валюты или СДР на эквивалент валюты других стран-членов. Такие операции называются сделками "транш".
Полученная фондом национальная валюта или СДР поступают в его полную собственность.
В конце финансового года (к 30 апреля) или через специально оговоренный срок, а это как правило, 3-5 лет, страна обязана выкупить то количество своей валюты, которое Фонд аккумулировал сверх ее квоты.
Максимальный размер предоставляемый Фондом средств зависит от размера квоты страны заемщика обычно составляет около 25% квоты, т.е. равен взносу страны в иностранной валюте или СДР.
Разница между величиной квоты страны и наличием ее национальной валюты в распоряжении Фонда называется резервной долей.
В пределах резервной доли иностранная валюта может быть получена страной-членом без каких-либо ограничений.
Без ограничений страна может также получить кредит на сумму иностранной валюты, предоставленной ею ранее взаймы Фонду.
Общая сумма резервной доли страны и займов, предоставленных ею Фонду, называется резервной позицией страны в МВФ.
Предоставление валютных ресурсов в размере, превышающем резервную позицию, зависит от Директората Фонда.
В таких случаях Директорат обычно выдвигает требования проведения определенных финансово-экономических мероприятий правительством соответствующей страны.
Такой порядок получил наименование принципа обусловленности. Он действует с середины 50-х годов.
Так, например, при кризисном состоянии платежного баланса страны-члена Фонда простое предоставление финансовой помощи считается недостаточным. В таких условиях МВФ делает упор на устранение причин кризиса, выдвигает требование введения режима жесткой экономии.
Режим жесткой экономии предполагает:
1) денежно-кредитные ограничения;
2) реформа налоговой системы;
3) сокращение бюджетных расходов путем замораживания заработной платы государственных служащих;
4) уменьшение субсидий;
5) изменение инвестиционных программ;
6) девальвация (понижение курса) национальной валюты.
Уставом МВФ предусматривается, что размеры предоставляемых заемщиком средств не должны превышать 200% квоты. Однако на практике это положение иногда не соблюдается.
Обычно, средства Фонда предоставляются заемщикам в форме четырех кредитных долей. При этом за каждой последующей долей осуществляется более жесткий контроль.
Сроки погашения кредитов МВФ заранее не устанавливаются и обычно составляют до 3-5 лет.
Процентные ставки по кредитам зависят от их сроков и составляют:
- до 1 года - 4%;
- от 1 года до 2 лет - 4,5%;
- от 2 до 3 лет - 5%;
- от 3 до 4 лет - 5,5%;
- от 4 до 5 лет - 6% годовых.
Погашение кредитов фонда осуществляется путем выкупа у него заемщиком своей национальной валюты на конвертируемые валюты.
С 1952 г. Фонд практикует предоставление резервных кредитов. Они обычно предоставляются на срок до 12 месяцев, но могут продлеваться до 3 лет.
Используются резервные кредиты на цели согласованные с Фондом. На долю резервных кредитов приходится около половины всех кредитных операций МВФ.
С 1963 г. МВФ ввел систему "компенсационного финансирования". Это краткосрочные кредиты на срок не более 5 лет для финансирования дефицита платежных балансов, связанных с непредвиденным падением мировых цен на сырьевые товары.
На протяжении года страна может получить таких кредитов не более 50% квоты, а общая сумма этих кредитов не должна превышать 100% квоты заемщика.
С 1971 г. для стран, испытывающих серьезные нарушения платежных балансов, введена система "расширенного финансирования". В этих случаях кредиты предоставляются на более длительные сроки - до 4-10 лет. При этом общая сумма обычных и "расширенных" кредитов не должна превышать 265% квоты.
Несмотря на быстрое увеличение уставного капитала МВФ, ему иногда не хватает собственных средств для оказания кредитной помощи своим членам. В этом случае Фонд пользуется заемными ресурсами, которые получает по Генеральному соглашению о займах. Это соглашение заключено в 1962 г. со странами "группы 10", т.е. с наиболее развитыми странами. С 1964 г. в Генеральном соглашении участвует Швейцария.
Это своего рода пул, пользоваться которым могут страны, подписавшие Соглашение.
В рамках Соглашения МВФ предоставляет займы сроком до 5 лет из образованного специального фонда. При этом кредиты, полученные по Соглашению, не входят в расчет их операций по сделкам "транш".
Вторая важнейшая функция МВФ - регулирование валютных курсов и поддержание их устойчивости.
В соответствии с прежними правилами использовалась система фиксированных валютных курсов. Страны-члены были обязаны согласовывать с Фондом официальный паритет своей валюты в золоте и долларах США и не допускать отклонений валютного курса более чем на ± 1% от паритета.
Обострившийся в начале 70-х годов валютный кризис привел к отказу от фиксированных паритетов и курсов валют.
В январе 1976 г. на сессии Временного комитета МВФ в Кингстоне (Ямайка) были согласованы основные положения поправок к Уставу Фонда, которые вступили в силу с 1 января 1978 г.
Эти поправки касаются в основном вопросов золота, валютных курсов и размеров квот в капитале Фонда.
Согласно измененному Уставу была отменена официальная цена золота, оно исключено из расчетов между МВФ и его членами. Одновременно было предусмотрено повышение роли специальных прав заимствования (СДР) в качестве резервного актива в международной валютной системе.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.