"У Т В Е Р Ж Д А Ю"
ВРИО НАЧАЛЬНИКА КАФЕДРЫ
« ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»
подполковник А.Кальсин
"_26__"______июня__________2002 года
по дисциплине "Деньги, кредит и банки"
Т Е М А N 5: «Кредитная система »
ЗАНЯТИЕ N 5: « Кредитные системы зарубежных стран »
предметно методической комиссии № __1__
«_25__» ________июня__________ 2001 г.
протокол №___9_______
Учебно-воспитательные цели:
1.Иизучить организационную структуру кредитных систем зарубежных стран и тенденции их развития.
2.Воспитывать у курсантов способность теоретического осмысления зарубежного опыта и определения направлений для его использования применительно к условиям нашей страны.
МЕСТО: Аудитория. ВРЕМЯ: 2 часа
Содержание:
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ (основная часть ) :
1) Кредитные системы США и ФРГ.
2) Кредитные системы Англии, Франции, Японии, Италии, Канады.
Заключение.
Структурно-логическая схема:
1. Кредитные системы США и ФРГ.
1. Кредитная система США .
2. Кредитная система ФРГ .
2. Кредитные системы Англии, Франции, Японии, Канады.
3. Кредитная система Англии .
4. Кредитная система Франции .
5. Кредитная система Японии .
6. Кредитная система Италии .
7. Кредитная система Канады .
Л И Т Е Р А Т У Р А :
а) основная :
1. Деньги , кредит и банки . Учебное пособие \ Под ред. Коречкова Ю.В.- Ярославль : ЯВВФУ , 1997.
2. Деньги . Кредит . Банки : Учебник \ Под ред. Е.Ф.Жукова – М.: Банки и биржи , ЮНИТИ , 1999.
б) дополнительная :
1. Банковский портфель –1 \ Под ред. Ю.И.Коробова , Ю.Б.Рубина , В.И.Солдаткина . М.: СОМИНТЕК , 1994.
2. Денежное обращение икредит при капитализме \ Под ред. Л.Н. Красавиной . –М.: Финансы и статистика , 1989 .
3. Дзарасов С.С. Деятельность банков . – М.
4. Финансы .Денежное обращение . Кредит : Учебник для вузов \ Под ред. Л.Н. Дробозиной. – М., 1997.
Учебно-материальное обеспечение :
1. Лектор-2000
2.Слайды 5/5.
ВВЕДЕНИЕ
В теме N 4 говорилось о возможности рассмотрения кредитной системы как совокупности кредитных отношений и соответствующих кредитных институтов, так и только лишь как системы различных кредитных учреждений.
В данной лекции будут рассмотрены кредитные системы зарубежных стран в узком смысле, т.е. с точки зрения институциональной структуры.
Имея много общего в организационно-функциональном построении кредитных систем , они имеют и принципиальные различия.
Так , по разному сформирована структура Центральных банков, отличны друг от друга и структуры низовых звеньев кредитных систем.
Не смотря на тождественность, стоящих перед Центральными банками задач, в развитых в экономическом отношении странах, они имеют различия по следующим характеристикам:
- долевому участию в формировании уставного капитала;
- степени независимости;
- степени воздействия на низовые звенья кредитной системы;
- срокам полномочий членов руководящих органов.
Основные различия низовых звеньев кредитных систем сводятся к следующему:
- степени национализации;
- преобладанию тех или иных общественно-правовых форм кредитных институтов;
- степени универсализации.
Рассмотрим структуру и особенности деятельности кредитных систем семи развитых стран ( большой семерки ) .
1-й учебный вопрос. Кредитные системы США и ФРГ.
1.Кредитная система США.
Кредитная система США является двухуровневой 1-й уровень приставлен Федеральной резервной системой, выполняющей роль Центрального банка. 2-й уровень - коммерческими банками и прочими финансово-кредитными институтами. Федеральная резервная система создана в 1913 году, имеет сложную структуру. Она состоит из Совета управляющих, комитета по операциям на открытом рынке, Федерального консультационного совета и двенадцати федеральных резервных банков с 26-ю филиалами.
Стержнем банковской системы США является Совет управляющих Федеральной резервной системы. Совет управляющих состоит из 7 членов назначаемых на 14 лет президентом США и утверждаемых сенатом. Каждые два года один из членов Совета заменяется. В формировании банковской политики Совету управляющих помогают два важных органа: Комитет по операциям на открытом рынке и Федеральный консультативный совет. Совет управляющих, советуясь и консультируясь с Комитетом по операциям на открытом рынке и Федеральным консультативным советом, принимает основные политические решения, которые обеспечивают регулирование денежного обращения и контроль за банковской системой США. Эти решения осуществляются двенадцатью федеральными резервными банками.
Комитет по операциям на открытом рынке, состоящий из семи членов Совета и пяти президентов федеральных резервных банков, определяет политику Федеральной резервной системы по торговле государственными ценными бумагами.
Федеральный консультативный совет состоит из 12 представителей федеральных резервных банков, избираемых ежегодно по одному от каждого. Это чисто консультативный орган.
Двенадцать федеральных резервных банков осуществляют оперативное управление всей кредитной системой США. В их функции входят:
- эмиссия денег;
- контроль и инспекция деятельности банков-членов ФРС, филиалов и представительств иностранных банков в США;
- рефинансирование банковской системы;
- осуществление политики открытого рынка; учетной, ломбардной и политики минимальных резервов.
Членами федерального резервного банка являются все национальные банки (4,5 тысячи,т.е. те, которые зарегистрированы правительством США), около 40 % из 12 тысяч коммерческих банков и определенная часть банков штатов, членство которых является добровольным.
Преимуществами членства в ФРС являются возможность принимать участие в системе расчетов ФРС и использовать централизованное рефинансирование, а основным недостатком - необходимость формирования минимальных резервов. Однако, согласно закону о банковской реформе от 1980 г., в будущем все банки войдут под контроль ФРС и будут обязаны подчиняться резервным требованиям.
Второй уровень кредитной системы США представлен коммерческими банками, инвестиционными банками и брокерскими домами, сберегательными и прочими специализированными институтами. Деление американских банков на коммерческие и инвестиционные восходит к банковскому закону от 1933 г.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.