ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
1. Структура организации: организационная и управленческая структура.
Структура организации — 1) это определенный тип сочетания ее отдельных частей, т.е. организационная структура; 2) это упорядоченная совокупность связей между ее отдельными частями, т.е. управленческая структура.
Организационная структура — это упорядоченная совокупность взаимосвязанных частей (подразделений, отделов) организации, обособившихся в результате «горизонтального» разделения труда, т.е. имеющие функциональные (технологические) связи, т.е. способы (направления действий), отражающие содержательную часть работы в организации.
Подразделение, или отдел — это официально существующая группа работников, ответственная за решение определенных задач (производственных, снабженческих, сбытовых, финансовых, управленческих и др.).
Процесс формирования подразделений в рамках образуемой организации называется депертаментализацией.
Подразделение, или отдел характеризуется:
— правовым положением (статусом);
— выполняемой задачей;
— численностью работников;
— видом и величиной используемых ресурсов;
— структурой;
— коммуникационными каналами и др.
Принципы депертаментализации:
1) количественный — это число людей, необходимое для решения поставленной задачи (простые виды деятельности), например, воинские команды, учебные группы и др.;
2) временной — это число людей, необходимое для решения поставленной задачи за определенный период — характерна для посменной (непрерывный процесс) или вахтовой (прерываемый процесс) работы, например, буровые бригады, экипажи судов, цеха;
3) технологический — это число людей, необходимое для обслуживания технологического процесса, например, сборочный конвейер и др.;
4) профессиональный — это число людей одной профессии, необходимых для выполнения данной работы, например, проектные, научные или учебные заведения;
5) функциональный — это построение организации на основе выполняемых функций.
Управленческая структура — это упорядоченная совокупность, с одной стороны, звеньев управления(органов управления), включающих подразделения и должности и, с другой стороны, коммуникационных каналов (линейных (производственных) связей), т.е. полномочная соподчиненность, отражающие административную часть работы в организации (в основе — «вертикальное» разделение труда).
Основой звена управления (органа управления) является должность — это организационная единица, представляющая совокупность прав, обязанностей и ответственности лица, занимающего данную должность.
Виды органов управления:
1) органы общего управления (дирекция) — директор;
2) органы линейного управления (руководство подразделениями, или отделами) — заместители директора, т.е. линейные руководители;
3) органы функционального управления (руководство подразделения, или отдела) — руководители подразделений или отделов, т.е. функциональные руководители.
Управленческая структура включает:
1) звено управления — это орган управления (подразделение, или должность), обладающий необходимой материально-технической базой для выполнения своих функций;
2) управленческая ступень (уровень управления) — это совокупность органов управления одного уровня (высшего, среднего, низового);
3) коммуникационные каналы — горизонтальные и вертикальные связи между органами управления.
Разновидности управленческой структуры:
1) одноуровневая плоская— наличие одного звена управления;
2) двухуровневая плоская — наличие нескольких звеньев управления, требующих координации действий;
3) многоуровневая высокая (до 12-15) — наличие большого числа уровней управления.
2. Факторы, определяющие управленческую структуру. Норма управляемости.
Факторы, определяющие управленческую структуру:
Норма управляемости (диапазон контроля) — это число работников, которыми может эффективно управлять руководитель.
На норму управляемости влияют:
1) характер деятельности организации (серьезная работа предполагает низкий уровень нормы управляемости);
2) уровень знаний, личные способности, заинтересованность подчиненных (благоприятное положение дел предполагает высокий уровень нормы управления);
3) новизна задачи (чем больше, тем меньше должна быть норма управляемости);
4) организация управленческой деятельности (однотипная работа предполагает высокий уровень нормы управления);
5) состояние морально-психологического климата (чем он благоприятнее, тем норма управляемости выше);
6) территориальная разбросанность исполнителей (норма управляемости низкая);
7) величина прав исполнителей (чем их больше, тем выше норма управляемости);
8) физическое и психологическое состояние исполнителей (высокие
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.