определение необходимости вознаграждения либо наказания участников организации.
Объективные и субъективные ошибки контроля:
Примечание:
Контроль по случаю — неплановая проверка.
Контроль вдогонку — запаздывание.
2. Требования контроля.
Требования (принципы) к организации контроля:
1) всесторонность (необходимость привлечения максимального числа участников организации — для обеспечения самоконтроля результатов своего труда);
2) учет человеческого фактора (индивидуализированный подход):
— объективность,
— доброжелательность,
— избежание чрезмерного контроля,
— учет личных качеств персонала,
— избежание шельмования, поиск «козлов отпущения»;
3) стратегическая направленность на решение конкретных проблем;
4) нацеленность на предотвращение ошибок;
5) увязка с процессом планирования (цель контроля должна быть ясной и понятной);
6) своевременность — выявить нарушение, устранить его, прежде, чем оно примет опасные размеры;
7) экономичность — выгоды, приносимые контролем, должны превышать затраты на его проведение;
8) гибкость — учитывать процессы изменения в структуре организации и системе управления.
3. Виды управленческого контроля.
Примечание:
1) предварительный контроль (до начала реализации планов);
2) текущий контроль (во время реализации планов);
3) итоговый контроль (после реализации планов).
4. Этапы процесса контроля.
Этапы процесса контроля:
1-й этап. Установление стандартов.
Стандарты (нормативы) — это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению.
Эти цели вырастают из процесса планирования!
Особенности стандартов:
1) наличие временных рамок, в которых должны быть выполнены работы;
2) наличие конкретного критерия, по отношению к которому можно оценить степень выполнения работы.
Например: легко установить показатели результативности для таких величин как:
прибыль;
объем продаж;
стоимость материалов и др., так как они поддаются количественному измерению.
Требования, предъявляемые к стандартам:
— научная обоснованность;
— гибкость (способность изменяться в соответствии с новыми условиями);
— надежность;
— выполнимость в обычных условиях (слишком высокие стандарты пугают, а слишком низкие — расхолаживают);
— точность отражения реальных процессов.
2-й этап. Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами.
Включает:
1) определение масштаба допустимых отклонений (только, существенные отклонения от заданных стандартов должны вызвать срабатывание системы контроля, иначе она станет неэкономичной и неустойчивой);
2) измерение результатов (определяем насколько удалось соблюсти установленные стандарты — это самый трудный и самый дорогостоящий элемент контроля);
3) передача и распространение информации (важно довести до сведения участников организации как установленные стандарты, так и достигнутые результаты, следовательно информация должна быть точной, своевременной, конкретной);
4) оценка информации о полученных результатах (адекватная оценка исследуемого явления, предусматривающая принятие правильного управленческого решения).
3-й этап. Принятие необходимых корректирующих действий.
Менеджер должен выбрать одну из трех линий поведения:
1) ничего не предпринимать (если сопоставление фактических результатов со стандартами говорит о том, что установленные цели достигаются, лучше всего ничего не предпринимать);
2) устранить отклонения путем улучшения значения каких-либо внутренних переменных факторов данной организации (целей, задач, технологии, структуры, персонала), что приведет:
— к усовершенствованию функций управления;
— к усовершенствованию технологических процессов;
3) пересмотр стандартов (иногда сами стандарты могут оказаться нереальными, потому что они основываются на планах, а планы — это лишь прогнозы будущего. При пересмотре планов должны пересматриваться и стандарты).
5. Внешний и внутренний контроль.
Внешний контроль — осуществляется руководителями и специальными работниками (контролерами).
Основная цель системы внешнего контроля — исправление ошибок!
Условия успеха:
— защита от фальсификации деятельности (наличие «защиты от хитреца») — это тот, кто, ничего не делая, пытается создать видимость активной и добросовестной работы, показать руководству то, что оно желало бы видеть. Как следствие этого — запускаются важные дела, блокируется нужная информация, представляются ложные показатели;
— оптимальная трудность заданий (определение способов деятельности);
— поощрение, наказание, продвижение по службе по итогам.
Внутренний контроль (самоконтроль) — осуществляется самими сотрудниками с целью выявления слабых мест, резервов.
Основная цель системы внутреннего контроля — предотвращение ошибок!
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.