Диагностика математических умений

Страницы работы

Фрагмент текста работы

приходом в школу у ребенка происходит перестройка всей системы отношений с окружающей действительностью: он вступает в новые взаимоотношения с миром, его деятельность становится социально значимой. Переход к учебной деятельности осуществляется на фоне противоречия, возникающего внутри социальной ситуации развития ребенка: дошкольник «перерастает» развивающий потенциал сюжетно-ролевой игры, отношений, которые складывались у него со взрослыми и сверстниками «по поводу игры». Совсем недавно взаимоотношения, регламентируемые игровой ролью, игровыми правилами, являлись источником развития ребенка, но теперь эта ситуация исчерпала себя. Изменилось отношение к игре, дошкольник все отчетливее понимает, что занимает незначимую в социальном окружении позицию. Все чаще у него возникает потребность выполнять «нужную» и «важную» для других работу, и эта потребность складывается во внутреннюю позицию школьника. Ребенок приобретает способность «выходить»  за пределы конкретной ситуации и смотреть на себя как бы со стороны, глазами взрослого. Именно поэтому кризис, возникающий при переходе к школьному обучению, называют «кризисом потери непосредственности». Согласно психологическим исследованиям, основными новообразованиями дошкольного возраста, которые обеспечивают успешный переход к обучению, являются произвольность как основная черта новых форм общения и познавательной деятельности детей и воображение, или такой уровень развития образного мышления, который позволяет во внутреннем плане организовать деятельность ребенка. Принято считать, что произвольность является новообразованием критического возраста (кризиса 7 лет), а воображение – новообразованием дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова и др.).

Анализ трудностей при усвоении математики в начальной школе.

Цель: оценка общего уровня математической подготовки и определение причин трудностей при усвоении начального курса математики.

Процедура проведения: Обследование проводится в индивидуальном варианте, так как в его основе лежит качественная оценка результатов с учетом помощи, оказываемой детям в процессе выполнения заданий. Задания предъявляются последовательно, но не всегда при диагностике нужно проводить полное обследование по представленной здесь программе.

Помощь оказывается только в случае ошибочного выполнения или при невыполнении задания, начиная с первого уровня. Отметка о выполнении заносится в бланк обследования, после чего ее значение сравнивается с критическим значением для данного возраста.

Диагностика математических умений

Операция

Инструкция

Оценка по критериям

Критический балл по возрасту 7,5 лет

Примечания о выполнении задания

Базовые математические операции

Взаимно-однозначное

соответствие

1. Соотнесение

Это твои палочки, а это мои. Разложи их так, чтобы, не считая, сразу было видно, у кого палочек больше (Психолог выкладывает свои палочки)

4 - верно;

3 - помощь 1 ;

2 - помощь 2;

1 - помощь 3;

0 - не выполняет

2

Помощь: Психолог кладет спичку ребенка под свою.

Сформировано

2. Сравнение

У кого же больше? Как сделать так, чтобы было поровну?

А как еще можно уравнять?

4 – верный

ответ;

3 - помощь 1 ;

2 - помощь 2;

1 - помощь 3;

0 - не выполняет

4

Сформировано

3. Сохранение

После того как стало поровну, один ряд перекладывается:

| | | | |

__ __ __ __ __

А теперь поровну?

2 – верный

ответ;

1 - помощь;

0 - неверный

Ответ

1

Сформировано

Числовой ряд

1. Знание цифр (рис.1)

Вставь в окошечки недостающие цифры

4 - выполняет;

далее снимается по 1 баллу за каждую ошибку

4

Сформировано

Сравнение

множеств

1. Сравнение двух множеств (рис.2)

В этих кругах у меня квадратики.

Какой круг отличается от всех других?

Почему?

4 – верный ответ.

3 - помощь 1 ;

2 - помощь 2;

1 - помощь 3;

0 - не отвечает

3

Оказана помощь «Сосчитай квадратики в этих кругах».

Сформировано

2. Подбор множества к числу (рис.3)

Подбери нужное число к каждому рисунку

(Неупорядоченное множество из 3-8 однородных и разнородных элементов)

4 – верное

выполнение,

далее снимается по 1 баллу за каждую ошибку

4

Сформировано

Счет (пересчитывание)

1. Упорядоченное множество с фиксированным началом (рис.4)

Сосчитай человечков

2 – считает

верно;

1 - числовой ряд произносит верно, но ошибки при пересчитывании;

0 - не может сосчитать, не знает порядок чисел (путает или пропускает числа)

2

Сформировано

2. Упорядоченное множество (рис.5)

Сосчитай мячики

(в треугольнике, по кругу, в букве

Ш)

4 - без ошибок;

3 - случайная ошибка при пересчете в Ш

или в треугольнике;

2 - не фиксирует начала в круге;

1 - счет приблизительный во всех трех случаях;

0 - не выполняет

4

Сформировано

3. Неупорядоченное множество

Сосчитай звездочки

2 – верное

выполнение;

1 - одна-две ошибки;

0 - не выполняет

2

Сформировано

Порядковый

счет

1. Порядковый счет в числовом ряду (рис.4)

Покажи четвертого, девятого, одиннадцатого человечка

2 – верный

показ;

1 - одна-две ошибки;

0 - не выполняет

2

Сформировано

2. Порядковый счет в двух измерениях (рис.7)

Покажи третью пуговку во втором ряду и четвертую пуговку в пятом ряду

2 - верное выполнение;

1 - с помощью, верное выполнение хотя бы в одном из случаев;

0 - неверное выполнение

2

Сформировано

Гештальт

(умение определять

Число объектов, не считая)

Сосчитай, сколько в этой кучке палочек

2-4 объекта (и

более);

1-3 объекта;

0 - менее трех объектов

2

Сформировано

Сложение

1. Однородные объекты (рис.8)

Сосчитай, сколько всего предметов на двух картинках

2 - выполняет

верно в зрительном

или

вербальном

плане;

1 - выполняет верно в материальном плане

(пересчитывает пальцем или указкой);

0 - не выполняет

2

Сформировано

2. Разные объекты (рис.9)

Сосчитай, сколько предметов всего на двух картинках

2 - выполняет

верно в зрительном

или

вербальном

плане;

1 - выполняет верно в материальном плане

(пересчитывает пальцем или указкой);

0 - не выполняет

2

Сформировано

Присчитывание

1. Количественный счет (рис.10)

В стопке 5

монет, к ним добавили еще вот эти монетки

(3). Сколько стало монеток?

В мешке 4 яблока, к ним добавили еще 2.

Сколько стало яблок в мешке?

4 - присчитывает

блоком;

3 - присчитывает по 1

3

Сформировано

Логический компонент

Сохранение

объема

1. При изменении формы сосуда (рис.12)

Нарисуй, сколько будет воды, если ее перелить из этой банки в другую

- из широкой в узкую

2 – верное

выполнение;

1 - рисует уровень выше, но не точно;

0 - не выполняет

1

Сформировано

2. При наклоне или переворачивании сосуда (рис.13)

Нарисуй воду в этой банке, когда ее переворачивали

4 – верное выполнение;

3 - ошибки

незначительные;

2 - верное решение в двух случаях;

1 - верное решение в одном случае;

0 - неверное

Выполнение

2

Сформировано

Сохранение

площади

1. Изменение положения объектов в пространстве (рис.14)

Одинаковую ли часть на листе займут эти группы квадратиков?

2 – верное выполнение;

1 - считает

квадратики;

0 - неверное выполнение

1

Сформировано

2. Изменение формы фигуры (рис.15)

На этом лугу пасется корова

(показывается

бумажный

квадрат). На другом лугу тоже пасется корова

(квадрат

того же размера).

Трава одинаково густо растет и там, и тут.

Одинаково ли травы для коров?

На глазах у ребенка один из квадратов разрезается по диагонали и складывается треугольником.

Одинаково ли теперь травы для коров на этих лугах?

2 – верное

выполнение;

0 - неверное выполнение

2

Сформировано

Сериация

1. Сериация событий (рис.16)

Разложи картинки по порядку

2 - выполняет;

1 - одна-две ошибки;

0 - не выполняет

2

Сформировано

2. Сериация объектов

Разложи по порядку палочки

(8 палочек разной длины)

3 – верное

выполнение;

2 - е помощью

1;

1 - помощь 23;

0 - помощь 4

(не выполняет)

3

Сформировано

Классификация

1. По двум признакам

(цвет и форма) (рис.18)

Разложи эти фигурки по своим домикам

4 - верное самостоятельное выполнение;

3 - помощь 1 ;

2 - помощь 2;

1 - помощь 3;

0 - не выполняет

3

Помощи оказано не было, но  Ксения допустила 2 ошибки.

Сформировано

2. По двум признакам

(размер и форма) (рис.19)

Найди место для этих фигурок

4 - верное самостоятельное выполнение;

3 - помощь 1 ;

2 - помощь 2;

1 - помощь 3;

0 - не выполняет

3

Помощь: «Найди место для маленького квадратика». Допущено 2 ошибки.

Сформировано

Включение (рис.20)

В этом букете разные цветы:

васильки и ромашки.

Чего в этом букете больше: ромашек или цветов

2 – верное

выполнение;

0 - неверное

Выполнение

2

Сформировано

Символический компонент

Понятия

«все», «некоторый»,

«каждый» (рис.7)

Покажи некоторые пуговки;

каждую пуговку;

все пуговки

2 – верное

выполнение;

1 - показывает все как каждую;

0 - не выполняет

2

Сформировано

Закономерности

(сериация с выделением признака)  (рис.21)

Продолжи узор

4 - выполнены

все задания;

3 - выполнены только первых три задания

2 - выполнены два задания;

1 - выполнено одно задание;

0 - не выполняет

3

Сформировано

Оценка результатов.

Успешность обучения математике в начальной школе во многом определяется уровнем развития базовых математических операций, логических умений, символической функции.

Базовые математические операции связаны с пониманием количественных отношений, к которым можно отнести понятия столько же, равно, больше-меньше, операции взаимно-однозначного соотнесения, уравнивания множеств путем их сравнения, умение сосчитывать упорядоченные и неупорядоченные множества, владение приемами присчитывания и перехода через разряд (важно, чтобы ребенок при сложении не пересчитывал первое слагаемое, а продолжал ряд от него. На первом этапе особенно показателен не столько результат, который получил ребенок при сложении, сколько способ, с помощью которого он получен).

Проведя диагностику математических умений у Ксении, можно сделать следующий вывод.

Базовый математический компонент сформирован: Ксюша понимает математические отношения, владеет операцией взаимно-однозначного соотнесения, не испытывает трудностей при сравнении числе и множеств, не допускает ошибок в операциях сложения и вычитания а также при пересчете объектов.

Логический компонент играет существенную роль в формировании математических умений и включает разнообразные операции. Содержание этого компонента при изучении математики из года в год расширяется. В математической и психологической литературе в качестве наиболее значимых операций, влияющих на успешность усвоения математики в начальной школе, отмечают умение выделять признаки объектов, операции взаимнооднозначного соотнесения, сохранения, сериации и классификации.

Логические операции сформированы: практически не возникало трудностей при выполнении заданий на классификацию, сериацию и сохранение. Те ошибки которые были при выполнении заданий на логические операции проходили по критическому баллу, соответствующему возрасту Ксении.

Математика напрямую связана с использованием символов, знаков, условных обозначений, моделей, идеализированных объектов, и поэтому ее усвоение требует развития символического мышления. Можно выделить некоторые существенные уже на начальном этапе   усвоения математики знания и умения, связанные со знаками и символами: знание цифр, умение обозначить множество цифрой и обратно, умение соотносить числа и др.

Символический компонент сформирован: хорошо понимает математические схемы и рисунки к задачам, не возникает трудностей в понимании текста задачи.

Данная диагностика показала,  что математические операции у Ксении сформированы,  что можно посоветовать родителям и педагогам, так это не дать пропасть интересу девочке к учебе и поддерживать ее способности и задатки на должном уровне.  На данном  этапе Ксении учиться интересно очень важно, чтобы интерес

Похожие материалы

Информация о работе