Методическое пособие по дисциплине «Зарубежные концепции личности» по самостоятельной работе студента

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Департамент образования города Москвы

        Московский городской психолого-педагогический

                                        Университет

Факультет    «Психология образования»

        Кафедра        «Возрастная психология»

     Методическое пособие по  дисциплине «Зарубежные концепции личности»» по самостоятельной работе студента очно-заочной формы

     обучения

1.  Автор и составитель пособия  кандидат психологических наук

2.  Общий объем самостоятельной работы студента по дисциплине

очно-заочной формы – 36 часов

3.  Планирование самостоятельной работы студента

Тема 1. Психология личности: введение в дисциплину три часа

Вопросы и задания 

1.  Что такое теория личности и каковы ее основные функции?

2.  Назовите основные компоненты теории личности.

3.  Какими критериями можно воспользоваться для оценки теории личности?

4.  Перечислите основные методы исследования личности.

Следует обратить внимание

Основные положения любой теории личности являются отражением мировоззрения и личностного опыта ее автора. Изучая обстоятельства жизни исследователя теоретика, можно получить дополнительную возможность проследить личные истоки его теоретических убеждений.

Ключевые положения

    В содержание концептуальной области теории личности должны входить следующие компоненты, раскрывающие содержание теории и границы ее приложения: структура личности; мотивация; развитие личности; психопатология; психическое здоровье, изменение личности с помощью терапевтического воздействия.

    Оценка теории личности осуществляется по следующим критериям: 1) верифицируемость ( проверяемость гипотез); 2) эвристическая ценность (стимул к проведению дальнейших исследований);3) внутренняя согласованность (непротиворечивость ); 4) экономность; 5) широта охвата; 6)

функциональная значимость (способность помочь людям понять их поведение).

     Различают три основные типа стратегий исследования личности: изучение клинических случаев ( включая наблюдение, анамнез), корреляционный анализ и эксперимент ( включая измерение и оценку личности  различными методами: тестирование, интервью, самоотчет, проективные техники)

Основная литература: Л.Хьелл, д.Зиглер «Теории личности»СПб ПИТЕР, 2001 г. стр19-53; Л.Первин, О.Джон «Психология личности: теория и исследования», стр.33-56; 60-89

Дополнительная литература: К.Холл, Г.Линдсей «Теории личности» Апрель-пресс, м.1999 г. стр. 17-41

Тема 2. Психодинамическое направление в исследовании личности: З.Фрейд  3 часа

Вопросы и задания

1.  Опишите представления З.Фрейда о природе и функциях Ид, Эго и Сперэго.

2.  Каковы движущие силы и этапы личностного развития с точки зрения психоанализа?

3.  Реконструируйте взгляд Фрейда на природу человека, исходя из основных положений психоаналитической теории.

4.  Перечислите механизмы защиты Эго и раскройте их содержание.

Следует обратить внимание

Термин «психоанализ» имеет три значения: 1) теория личности и психопатологии; 2) метод терапии личностных расстройств; 3) метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума.

Ключевые положения

Психодинамический подход отводит ведущую роль сложному взаимодействию между инстинктами, мотивами и влечениями, которые  борются друг с другом за главенство в регуляции поведения человека.      С точки зрения З.Фрейда личность является динамической конфигурацией процессов, находящихся в нескончаемом конфликте. При этом ведущая роль отводится бессознательным процессам.

Согласно топографической модели, в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Уровень сознания состоят из ощущений и переживаний, которые человек осознает в данный момент. Область предсознательного иногда называют «доступной памятью» включает опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате волевого усилия.

Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений, а так же эмоции и побуждения, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного.   

Структурная модель психической жизни включает: Ид (Оно), Эго (Я) и Суперэго (Сверх Я).  Ид функционирует в бессознательном , представляет собой инстинктивные врожденные аспекты личности, резервуар энергии, связанной с биологическими побуждениями. Ид следует принципу удовольствия. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго следует принципц реальности. Суперэго представляет интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения. Фрейд разделил Суперэго на две системы: совесть и Эго-идеал. Совесть приобретается путем родительских наказаний, включает способность к критической самооценке, отвечает за наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка при их нарушении. Эго –идеал формируется из того, что родители одобряют и высоко ценят в ребенке.

Основная литература

Л.Первин, О.Джон Психология личности Теория и исследования, М. Аспект-пресс, 2000 г. стр. 98- 130; Л.Хьелл, Д. Зиглер «Теории личности» Питер, СПб.2001г. стр105-154; Теории личности в западно-европейской и американской психологии, Самара, «Бахрах», 1996 г. стр107-130

Дополнительная литература З.Фрейд Психология бессознательного М., «Просвещение», 1989 г.

К.Холл, Г.Линдсей «Теории личности», М. «Апрель-пресс». 1999 г. стр. 41-79

Тема 3. Результаты пересмотра психодинамического подхода: А.Адлер и К.Г.Юнг 4 часа

Вопросы и задания

1.Сравниет основные положения концепции А.Адлера с психодинамической концепцией З.Фрейда. можно ли считать А.Адлера неофрейдистом?

2.Сравните подход Фрейда и Адлера к пониманию причин и лечению невроза.

3.В чем суть концепции Адлера о порядке рождения? Можете ли вы применить

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
125 Kb
Скачали:
0