замечали этого факта только потому, что он слишком повседневен и мы к нему поэтому слепы” ([7], T.1, c.115).
Это понимание позволило вскрыть конкретные психологические механизмы социального генеза психических функций и рассмотреть его следствие для проблемы локализации. Остановимся на этом подробнее.
Напомнив наблюдения Ж.Пиаже, что спор предшествует внутреннему диалогу - мышлению, Выготский продолжает, что из этого следует, что “первоначально всякая высшая функция ... была взаимным психологическим процессом. Один процесс происходит в моем мозгу, другой - в мозгу того, с кем я спорю ...” ([7], T.1, c.115). Несколько далее после обсуждения наблюдений о развитии понятий Выготский задает вопрос, “что’ физиологически в мозгу соответствует мышлению в понятиях” ([7], T.1, c.128). Он говорит, что мозговым субстратом психических процессов являются сложные системы всего мозгового аппарата, сложное сотрудничество отдельных зон. Однако этот ответ еще не удовлетворяет его полностью.
Выготский обращается к известным опытам по реорганизации движений паркинсоников с помощью внешних знаков (разложенных на полу бумажек) и выдвигает гипотезу, что “паркинсоник устанавливает связь между одним и другим пунктами своего мозга, воздействуя на самого себя с периферического конца” ([7], T.1, c.129). Таким образом Выготский говорит здесь о значимости “экстрацеребральных” связей (как он назовет их в 1934 году) для создания психологических систем. Если все эволюционное учение построено на том, что функция порождает орган, т.е. вызывает структурные изменения тела, то Выготский говорит о новой форме развития, присущей только человеку - его “мозг содержит условия и возможности такого сочетания функций, таких новых систем, которые вовсе не должны быть заранее запечатлены структурно ...” ([7], T.1, c.128). В переводе на модные нынче понятия это может означать следующее: эволюция животных - это изменение hardware, материального носителя программ, развитие человека - это развитие software, гибкой, легко модифицируемой системы программ.
Как объясняет Выготский этот сдвиг? По его мнению формирование психологической системы проходит три этапа: “сначала интерпсихологический - я приказываю, вы выполняете; затем экстрапсихологический - я начинаю говорить сам себе, затем интрапсихологический - два пункта мозга, которые извне возбуждаются, имеют тенденцию действовать в единой системе и превращаются в интракортикальный пункт” ([7], T.1, c.130).
Рассмотрим эти три этапа. Первый этап - общий для человека и высших животных, на нем основана дрессировка. Второй этап - речь самому себе, воспроизведение команды другого, т.е. обратимый рефлекс, возможность удвоения опыта. Обособленный от непосредственных связей с телом и средой второй- идеальный- опыт может преобразовываться, перестраиваться, перепрограммироваться, что и происходит на третьем этапе.
Итак в докладе “О психологических системах” Выготский развивает два принципа нейропсихологии - социального генеза и системного строения в.п.ф. Здесь же проступают и первые очертания принципа динамической локализации функций. В докладе Выготский говорит: “одна из основных идей в области развития мышления и речи та, что нет постоянной формулы, которая определяла бы отношения мышления к речи и была годна для всех ступеней развития и форм распада, но на каждой ступени развития и в каждой форме распада мы имеем их своеобразные изменяющиеся отношения” ([7], T.1, c.110). Здесь задана идея, которую он развивает в шести главах “Мышления и речи”, идея седьмой главы “Мысли и слова” придет позже - это идея, что значения слов развиваются не только в фило- и онтогенезе, но и в актуалгенезе, т.е. каждый раз при движении от мысли к слову и обратно. Таким образом, в “зоне ближайшего развития” Выготского находится формулирование принципа динамической организации и локализации высших психических функций, принципа, который тесным образом связан с новым пониманием актуалгенеза.
В докладе 1930 года Выготский не только подводит итоги, но и ставит новую экспериментальную задачу - изучение психических систем и их судеб. Он начинает искать новые методы исследования, переосмысливать старые - при этом и внутренняя логика, и внешние события толкают его к дефектологии и медицине. Перед Выготским и его учениками закрываются двери почти всех педогогических учреждений в Москве, ухудшилась обстановка и в институте дефектологии. Несколько иное дело с медициной - группу Выготского зовут в Харьков во вновь создаваемый психоневрологический институт. А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Л.И.Божович, а затем и А.Р.Лурия устраиваются на работу в Харькове, Выготский колеблется, но все же остается в Москве. Тем не менее он регулярно ездит в Харьков, в 1931 году поступает в Харьковский медицинский институт и успевает сдать экзамены за три курса. Вновь учится в медицинском институте и теперь уже плотно работает в клинике А.Р.Лурия. В 1932 году он описывает проведенные в 1926 году Выготским и им опыты с реорганизацией движений у паркинсоников ([19], с. 159, 181). В 1933 году читает лекцию о соотношении между структурой нервной системы и поведением ([27], с. 86). Чтобы создать адекватные тесты исследования афазий, он садится за изучение лингвистики. В письмах из Харькова будущей жене Л.П.Линчиной А.Р. 18 мая 1933 г. пишет: “мой афазик счастлив и сделает таким и меня”, а через полтора
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.