Методологические проблемы синтеза (Глава учебного пособия "Экономическая кибернетика"), страница 2

Государственные планы экономического и социального развития должны определить и взаимоувязать многообразный комплекс пропорций: отраслевых н территориальных—по выпуску отдельных продуктов и предоставлению определенных услуг;

натуральных и стоимостных; между внутренним производством и внешнеэкономическими связями; в денежно-финансовых потоках, в том числе в доходах, .расходах, общественных фондах потребления населения и их материальном обеспечении; в ценах и экономических нормативах, с учетом правовых и административных норм; установить соотношение централизованно планируемых показателей и форм хозяйственного маневра отдельных звеньев народного хозяйства—предприятий и объединений, ведомственных и территориальных органов управления. Все эти пропорции, изменяясь во времени, должны быть ориентированы на конечные социально-экономические результаты производства, на наиболее полное удовлетворение потребностей общества.

Обеспечение этих требований в процессе непрерывного развития экономической системы может быть достигнуто только при соблюдении необходимых пропорций в динамике.

Критерии оценки планов. Реализацию указанных выше требований к развитию народного хозяйства обеспечивает система планирования. Она является функциональной подсистемой управления. которая устанавливает желаемое и потенциально достижимое состояние выхода объекта управления (цель) и определяет способы (программу) достижения этого состояния.

Как видим, в планировании можно выделить два взаимосвязанных функциональных блока: блок формирования целей и блок разработки способов их достижения, которые потом через систему руководства воплощаются в жизнь объектом управления. Поэтому уже в самой их формулировке, т. е. в процессе целеполагання, необходимо учитывать потенциальные возможности объекта управления, объем и динамику его ресурсов. Иначе желаемое состояние может оказаться нереальным, недостижимым, и цель в лучшем случае станет лишь общим ориентиром для управления, а не воплотится в конкретные результаты данного плана.

212

Способы достижения целей—это распределение и преобра- Q1 зование ресурсов, которые имеет или может привлечь система. Поставленные цели ориентируют разработку направлений и способов использования этих ресурсов—производства конечных продуктов и услуг для удовлетворения общественных потребностей. В ходе разработки плана оба блока постоянно взаимодействуют и весь процесс носит итеративный характер уточнения и согласования как целей, так и направлений и пропорций использования ресурсов.

Таким образом план в целом представляет собой модель развития объекта управления: она включает характеристику желаемого достижимого состояния выходов этого объекта (целевая компонента плана) и характеристику способов его достижения (ресурсная компонента). План охватывает совокупность контролируемых показателей, регламентирующих с той или иной степенью детализации будущее поведение экономической системы. Оценка величины и взаимосвязей этих показателей по существу является априорным, предварительным расчетом поведения экономической системы в плановом периоде.

В хозяйственной практике план обычно представляет комплекс числовых таблиц, в котором не всегда явно различаются цели и средства их достижения. Скажем, при плановом задании валовых выпусков отдельных продуктов обе компоненты как бы «объединены» и выделить их удается в материальных балансах и планах распределения ресурсов. Конечный продукт, национальный доход, фонды потребления уже непосредственно связаны с целевой компонентой плана, тогда как промежуточный продукт—с его ресурсной компонентой. Поэтому логически обе они присутствуют в любом плане, отражая входы и выходы соответствующего объекта планирования.

В экономико-математических моделях логическая структура плана выступает в явном виде как целевая функция (или в иной форме) и система ресурсных ограничений, которые более подробно рассмотрены в гл. 10,