Индивидуальное потребление. Потребительские оценки и потребительский выбор. Совокупное потребление (Часть учебного пособия "Экономическая кибернетика"), страница 4

с результатами первого шага анализа принимается, что компоненты Di вектора спроса полностью отражают и соответствующие компоненты с, функции и. т. е. структуры спроса и потребления идентичны. Теоретическое развитие этого подхода и его практическое осуществление сопряжены с крайне сложной проблемой построения функции (5.22). Эта проблема не получила окончательного решения.

В основе этого подхода лежит понятие общественной полезности (см. 3.3.) как меры потребительной стоимости в общественном масштабе или совокупной характеристики общественного потребления. Такая мера приобретает содержательный смысл только тогда, когда она основана на учете условий производства и достаточно полно отражает объективные свойства массового процесса потребления, в том числе градацию потребностей по их настоятельности и очередности, по предпочтительности одних способов удовлетворения потребностей сравнительно с другими.

Порядок предпочтения в выборе предоставляемых производством способов удовлетворения потребностей диктуется прежде всего комплексом условий общественного производства, в частности уровнями и распределением семейных доходов, соотношением цен и другими факторами. Полезность и выражает этот порядок предпочтения, устраняющий неопределенность в выборе благ.

В противоположность такому пониманию теоретики предельной полезности (Госсен, Бем-Баверк, Вальрас, Парето и др.) в ее трактовке исходят из оторванной от производственной основы субъективной оценки индивидом совокупности полезных свойств тех или иных благ. В лучшем случае это отражает лишь вкусы и психофизиологическую сторону поведения потребителя в условиях ограниченности используемых им благ. Теорию предельной полезности интересует поведение отдельного индивида, между тем общественное потребление, как и любая система, отнюдь не есть простая сумма своих элементов. Тем более ошибочна попытка ее представителей в противовес теории стоимости К. Маркса рассматривать субъективную оценку полезности, а не труд как основу стоимости товара, подменяя анализ процесса общественного производства психофизиологической характеристикой   индивидуального   процесса   потребления. В этом состоит принципиальное отличие марксистской концепции общественной полезности от буржуазной теории предельной полезности, которое следует постоянно иметь в виду и при изучении формального аппарата моделирования потребления.

При построении функции (5.22) предполагают, в частности, что возрастание интенсивности потребления любого блага (при неизменных интенсивностях остальных) повышает уровень удовлетворения потребностей, но его рост непрерывно замедляется по мере насыщения данной предметной потребности.

119

Качественная сторона этой зависимости между с, и и примерно показана на рис. 5.3 (кривые I и II).

Поскольку разные потребности неодинаковы по их важности и степени удовлетворения, то при построении функции (5.22) считают, что сами они также известным образом соотносятся друг с другом и общественное потребление в данных условиях производства как бы сравнивает интенсивности потребления различных компонент d между собой. Тем самым понятие взаимозаменяемости благ приобретает более широкий социально-экономический смысл (см. 3.3.), позволяющий сопоставлять по общественной полезности блага, удовлетворяющие различные потребности. Такое сопоставление и принимается в качестве исходной предпосылки в модели, описывающей комплексное  поведение   потребителей. Оно предопределяет и способ оценки показателя  полезности.

Измерить   полезность данного блага в количественной шкале и тем самым конкретно определить кривую и (г,) представляется    затруднительным. Более логично  предположить, что потребитель, выбирая конкретное сочетание интенсивностей потребления благ, ранжирует их наборы по полезности (более предпочтительные, менее предпочтительные, равнозначные) в некоторой порядковой шкале, которая формируется в результате взаимодействия многообразных факторов, влияющих на выбор потребителя. В качестве модели поведения потребителя и принимается такая функция (5.22), которая каждому сочетанию интенсивностей потребления благ ставит в соответствие значение его полезности (в соответствующей шкале)'. Эту функцию в зарубежной литературе часто называют порядковой функцией полезности.