Примем, наконец, что шкалы ^и веса Pi не зависят от доходов семьи (как мы увидим далее, это очень сильное допущение). Тогда при построении функции потребления семьи с одинаковым числом потребительских единиц могут быть объединены в одну группу, что позволяет избежать множественности признаков группировки. Для построения потребительских шкал нужны обоснованные нормы потребления (см. 5.1.). Пока же при расчете шкал (как и нормативных бюджетов) используются статистические данные о фактическом потреблении.
Функции потребления. Формирование моделей потребления на основе статистических данных проводится в три этапа: выбор показателей доходов и состава семьи; выбор уравнения регрессии интенсивности потребления данного блага по этим показателям; оценка параметров регрессии по выборочным данным.
В качестве показателей дохода могут приниматься его совокупная величина, доход на душу населения или потребительскую единицу. Состав семьи можно оценивать в единицах потребительских шкал, в долях числа детей и взрослых или по конкретному составу типовых семей.
Выбор функции потребления базируется на тщательном анализе закономерностей фактического поведения семей как
' Так, занятая умственным трудом женщина (по одному из вариантов потребительской шкалы) эквивалентна по питанию 0,82 потребительской единицы, а по одежде 1,30; неработающий мужчина—соответственно 0,86 и 0,70.
115
потребительских ячеек, которые во многом аналогичны тенденциям спроса (см. 5.2.).
С ростом денежных доходов s расходы на потребление с также увеличиваются. Одновременно изменяется структура потребления, причем характер ее изменения зависит и от дохода, и от состава семьи.
Доля расходов на питание при этом снижается (хотя их абсолютная величина возрастает, но с замедлением). Расходы же на одежду, обувь, предметы гигиены, культурные мероприятия и мебель заметно возрастают. Остальные компоненты изменяются сравнительно мало, поскольку в СССР образование и лечение почти полностью оплачиваются государством, а расходы на жилье и общественный транспорт составляют незначительную часть доходов. С увеличением размеров семьи структура расходов претерпевает изменения примерно того же характера.
Таким образом, в качестве модели потребления блага i принимается дважды непрерывно дифференцируемая функция
При изучении закономерностей потребления и обосновании вида соответствующих функций пользуются теми же методами и оценками, что и при анализе спроса (5.2.). Важную роль играют, в частности, коэффициенты эластичности потребления по факторам, характеризующие реакцию потребителя на изменение соответствующего фактора, а именно: эластичность потребления по доходу (для однородных групп семей)
и эластичность потребления по составу семей (при фиксированном доходе)
вычисленная в точке (i|?A, с/д). Она представляет собой некоторый вид эластичности: например, при изменении на 1 % числа единиц семьи с доходом s=sa и 4'=^А расходы на потребление блага i изменяются на Е^у %.
Коэффициенты эластичности можно рассчитать, используя статистические данные. Пусть для двух групп семей (по п семей в каждой), взятых из выборки, однородной относительно т(-, их доходы и потребительские расходы составляют (в условных единицах): Si=30; Ci=18: s.>=32; c.'=21.
Рассчитаем эластичность Е^ в точке (s1,c1). Поскольку вариации переменных сравнительно малы, можно принять что связь между показателями линейна. Тогда
Следовательно, рост дохода в точке (30; 18) на 1 % вызывает увеличение расхода на потребление на 2,5 %.
Сопоставление коэффициентов Е^по различным благам в зависимости от дохода позволяет судить о степени насущности тех или иных благ. Если ^'>^для семей, однородных по всем признакам, то это означает, что при данном доходе достигнутая степень удовлетворения потребности в первом благе ниже, чем во втором. Естественно, что к первым относятся сравнительно менее необходимые предметы потребления. Таким образом, могут быть выделены группы потребительских благ аналогично тому, как это позволяет сделать анализ спроса (см. рис. 5.3).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.