При формировании комплекса функций потребления, охватывающего все его компоненты (для однородных по структуре
т
семей), должно быть выполнено условие , где m - число групп потребительских благ, т. е. сумма расходов с, на отдельные группы благ (в число которых мы включаем сбережения, рассматривая их как категорию расходов) должна быть равна s—совокупному доходу за вычетом налогов и других обязательных платежей. Если для всех функций d принять их линейную зависимость от расходов, т. е.
то параметры регрессии а„ р(, оцененные по выборочным данным, должны удовлетворять соотношениям:
Выбор линейной зависимости (5.18) при выполнении условий (5.19) равносилен принятию гипотезы о независимости структуры потребления от доходов. Так, построенные функции потребления могут служить для расчета потребительских шкал i по данным бюджетной статистики. Однако лежащая в их основе гипотеза справедлива при изменении доходов в сравнительно узких границах, что ограничивает возможности практического применения потребительских шкал и требует их Пересчета для каждого интервала доходов.
Из анализа фактических данных следует, что при построении моделей потребления необходим дифференцированный подход к выбору формы связи между переменными, учитывающий особенности потребления конкретных благ (сказанное полностью относится и к выбору функций спроса). При этом часто руководствуются приведенным выше делением благ по их насущности, хотя отнесение благ к той или иной группе довольно условно: то, что сегодня считается менее необходимым, завтра может стать предметом первой необходимости. Опыт
117
показывает, что для товаров первой необходимости может быть принята линейная (на некотором ограниченном интервале изменения доходов) или логистическая функция, для товаров, менее необходимых,—степенная, параболическая или гиперболическая зависимость.
Проведенные в СССР исследования показали, что линейная зависимость между доходами и расходами на такие товары, как хлеб, рыба, кожаная обувь, сахар, ткани и некоторые предметы длительного пользования, дает хорошее приближение к фактическим данным. Более надежные результаты часто достигают, используя степенные функции вида
линейные в логарифмической шкале: lgCf=lgai+pi Igs.
В экспериментальном порядке были также построены и опробованы для некоторых промышленных товаров многофакторные модели:
Заметим, что для функций (5.20) и (5.21') эластичности потребления по факторам дохода и состава семей равны показателям степеней.
Потребительские оценки и потребительский выбор. Функции спроса и потребления на отдельные товары или группы товаров и услуг—практически главный инструмент прогнозирования и планирования структуры потребления. Однако они не дают полного представления о поведении потребителя, для которого характерно комплексное отношение ко всей совокупности благ.
Естественным первым шагом к изучению такого поведения потребителей является система функций спроса, входами которых служат факторы, влияющие на его формирование. Выход же этой системы—многомерный вектор интенсивностей опросов (Z)=Di, D-2, ..., Dm) совокупности потребителей со средним доходом позволяет достаточно объективно оценивать структуру их расходов на потребление.
Второй шаг основан на предположении о том, что существует так называемая функция полезности
которую совокупность потребителей стремится максимизировать при определенных ограничениях, накладываемых на доходы, цены и т. п. Это равносильно предположению, что «комплексное» поведение потребителей можно охарактеризовать единым показателем. Максимум этого показателя соответствует наиболее предпочтительному в данных условиях набору благ и тем самым определяет структуру расходов, обеспечивающую максимально возможное удовлетворение потребностей. Для увязки
118
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.