Принцип детерминизма в философии. Метафизическое и диалектическое решение проблемы причинности, случайности и необходимости

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Вопрос 12б. Принцип детерминизма в философии. Метафизическое и диалектическое решение проблемы причинности, случайности и необходимости. Проблема «катастрофичности бытия». 

Сокращения: причинность – прич-сть; необходимость - необ-мость;  случайность - слу-ность; детерминизм – дете-низм; синергетика – сине-тика;

Дете-изм – ф-ское учение, в узком смысле о причинно-следственной связи, в широком - о причинности и взаимосвязи.

Утверждение объективности СЗ в науке позволило критиковать и жесткий дете-низм (отрицает объективность слу-ности), и индетерминизм (утверждает объективность беспричинных явлений), и выйти на диа-ку взаимосвязи слу-ности и необ-мости.

Ошибка сторонников жесткого дете-низма в том, что они абсолютизировали механистическое видение мира и динамические з-ны. Все это (как стало ясно из обсуждения проблематики  СЗ, ДЗ и ЗВ) неверно.

Ошибка индетерминистов в том, что они не смогли обосновать наличие прич-ности у слу-ных явлений, и обращались либо к иррационализму, либо к Богу для обоснования их. Беспричинных явлений не существует, но часть из них носит необ-мый характер, а часть слу-ный – так вытекает из объективности СЗ.

Диа-кое видение взаимосвязи слу-ности и необ-мости следующее:

(1) Слу-ность есть форма проявления (1.1) и дополнения (1.2) необ-мости, где необ-мость понимается как внутренне присущая  объекту (=субъекту) специфическая, сущностная активность. (Камень сохраняет себя камнем; машина движется именно как машина; человек реализует жизненное кредо. Но нужно отметить, что на уровне камня эта активность практически смыкается с пассивностью, поэтому наиболее адекватно данное понимание необ-мости применительно к сложных организмам: животным, человеку, обществу, т.е. к самоорганизующимся системам, системам реализующим свою внутреннюю программу действий.)

(1.1.) Лишь в простейших случаях необ-сть стремиться быть однозначной, например, необ-мость забить гвоздь исчерпываеи себя после точного удара. Как правило, необ-мость есть движение к далекой цели, включающей достижения множества промежуточных результатов. Субъект варьирует способы достижения цели, выбирает темп их реализации и т.д. (На сегодняшний день Ваша, студенческая необ-мость заключается в получении диплома. Но на этом пути Вы, исходя из своих внутренних потребностей и решений, можете акцентировать внимание на одном предмете в ущерб другому, пропустить то или иное занятие и т.д.)

(1.2.) Необ-мость, сущностная активность подвержена влиянию окружающей среды. Иногда это окружение мешает, иногда помогает, но всегда изменяет данную активность (Вы сталкиваетесь с «хорошим» преподавателем, который запросто ставит Вам пятерки, иногда Вам попадает билет, которого Вы не знаете, Вы, идя на занятия, встречаете друга, которого пять лет не видели и, конечно, не попадаете них, нужно подработать, что тоже влияет на успеваемость.)

(2) Необ-мость сама слу-на, т.е. нет абсолютной, необходимо запрограммированной необ-мости. В вечном движении материальных объектов необ-мость порождается набором слу-ностей, которые, в принципе, могли привести к другой необ-мости или какое-то время не порождать ее. (Поступление в вуз серьезный шаг, и у большинства были сомнения, какой вуз выбрать, т.е. был момент, когда Вы колебались и вполне могли выбрать другой вуз, выбрать другую необ-мость, другую цель. Другой, более серьезный пример, сегодня ученые говорят, что возникновение нашей Вселенной именно в том виде, который предполагает возникновение жизни на Земле, не есть нечто запрограммированное и безусловно необ-мое, а весьма вероятностное событие. И примеры от детских вопросов, что бы было, если бы я родился раньше или позже, от других родителей или вообще бы не родился.)

В отечественной диа-кой традиции на первый план было выдвинуто утверждение о том, что слу-часть есть форма проявления и дополнения необ-мости. (Это созвучно Гегелю, но связано с тем, что отечественные диа-ки недавнего прошлого уже многое решили из вечных вопросов, например, каково будущее человечества, и это, конечно, отодвигало утверждение о слу-ности необ-мости на второй план.) Современная актуальность сине-тики заставляет более тщательно продумать данную ситуацию.

Сине-тика – направление междисциплинарных исследований, объект которых процессы самоорганизации в открытых (т.е. свободно обменивающихся энергией с миром) системах (физических, химических, биологических, социальных, экономических). Особое внимание в сине-тике уделяется точкам бифуркаций, критическим, переломным моментам (слом металлических конструкций; потеря колонной устойчивого состояния; экологические, экономические, политические катастрофы, проблематика «антропного принципа», т.е. удивительную согласованность физических констант нашей Вселенной, малейшее изменение которых могло привести, например, к тому, что в нашей Вселенной не смогли бы образовываться стабильно существующие атомы).

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
76 Kb
Скачали:
0