Исторические формы диалектики, материалистическая и идеалистическая диалектика. Особенности гегелевской диалектики и ее роль в формировании нового материализма

Страницы работы

Содержание работы

Вопрос 9. Исторические формы диалектики, материалистическая и идеалистическая диалектика. Особенности гегелевской диалектики и ее роль в формировании нового материализма.

Сокращения: д.; Г-т – Гераклит; Г-ль – Гегель; НКФ – немецкая классическая ф-фия.

Начало д теряется в мифе, где находим 1) оппозиционность(правое-левое, Солнце-Луна), 2) взаимосвязь, взаимопереходы (свеча и зеркала, Протей), 3) амбивалентность (тотемизм предполагал и поклонение, и умерщвление животного-тотема; в слове «судьба» слышится и «горе», и «счастье»; «любовь» – «это не трудно (не легко), это по любви»).

В области теоретической д выделяют три ее этапа/формы.

Первая - античная д. Два ее источника

1.1. диспуты. В определенном смысле серьезный, богатый и свободный спор тождественен д. В спорах сталкиваются противоположные взгляды; происходит обогащение своей точки зрения за счет принимаемой критики и привлечения смежных тем; происходит открытие нового, выводимого последовательно и через борьбу; сохраняется все самое ценное из дискуссии; спор, как правило, открыт к дальнейшему изменению полученного результата. (Перефразируя известное – в спорах рождается д. «Д» по гречески – искусство вести беседу, спор. Сократ, Платон, софисты разрабатывали  искусство творческого, д. спора.)

1.2. природа. Внимание к д природы хар-но для всей ранней античной ф-фии.. Но Г-а  называют отцом объективной д. (5 в. до н.э., из Эфеса, называли темных за сложность и плачущим - близко к сердцу воспринимал людское несовершенство. Известен своим аристократизмом.) Его ф-кое учение можно представить через следующие тезисы:

(1) - в мире господствует вечное движение (в одну и ту же реку нельзя войти дважды; все течет, все изменяется), (Г-т заставил всех увидеть, что не только река, но и замшелый камень «текут». Некоторые исследователи отмечают шок современников от этого открытия. Возвеличивание движения приводит Г-та и к выбору самого живого первоначала мира – огня.)

(2) - источник движения борьба противоположностей (война отец и мать всего; вечная гармония лука и лиры, глупцы Гомер с Гесиодом, которые хотели мира, на самом деле они хотели смерти), (Возможно, все и возникает в сравнении. В данном случае это осознание неверности близкого обыденному сознанию представления о ценности мира, например пословица, «худой мир лучше доброй ссоры» не имеет среди пословиц антонима.)

(3) - мысль должна быть д-ной как д-ен мир (смертные бессмертны, бессмертные смертны, смертью живут, жизнью умирают; птицы в грязи купаются).

(4) - вечное, самодостаточное и круговое движение космоса (этот космос не создал никто из людей, никто из богов, он вечно существует огненными мерами; вечность – дитя неразумное, расставляющее шашки), (Проблема вечного повторения: Пифагор, Ницше, Делез).

(5) - мир подчиняется определенному закону – Логосу, (Солнце не переступит указанной меры, иначе его настигнут Эринии), (т.е. существует онтологическая мера, определенность мира, позволяющая, в частности, его познавать; считается, что ученик Г-та, Кратил, довел его учение до абсурда  тезисом: в одну и ту же реку нельзя войти и один раз).

Недостатки д Г-та: (1) использование образов вместо понятий, (2) полное отсутствие подтверждающих научных данных (их в это время и не было, но это не повод для отмены упрека), (3) утверждение кругового, а не спиралевидного движения/развития. (Но вряд ли д. Г-та обладает только исторической ценностью. Например, образность, афористичность Г-та весьма актуальна. Образы, афоризмы прекрасно запоминаются, они обращаются ко всей психики человека, а не только к мышлению, образы могут концентрировать огромную информацию. В связи с этим вспоминается и современная актуальность визуализации современного научного знания и образования, и японские хокку, например, «на голой ветке одинокий ворон, поздняя осень – вся осень развернулась перед взором).

Д была широко представлена в античности, но утверждались и антид-кие взгляды, например, Аристотелем. В дальнейшем они стали преобладающими, чему способствовало христианство, догматически решившее многие вопросы (происхождение мира, неизменность мира, его качественную разнородность). В этих условиях д не была актуальна. Положение начало качество меняться с эпохи Возрождения (д-ка Кузанца, Бруно), с утверждением буржуазного строя (изменения в обществе, появление новой науки). Особое место в выдвижении д на первый план сыграла НКФ, особенно ф-ия Г-ля = второй формой д.

(Родоначальник НКФ – И. Кант показал, что д. объективно присуща процессу познания, например, решая предельные вопросы, ф-фия с необходимостью приходит к антиномиям, противоречиям (мир конечен и мир бесконечен). Фихте известен д-кой субъекта и объекта. Шеллинг, опираясь на данные современного естествознания, стал учить об объективной д-ке.  Эти д-ие идеи поднял на новый качественный уровень Г-ль.)

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
69 Kb
Скачали:
0