Д была широко представлена в античности, но утверждались и антид-кие взгляды, например, Аристотелем. В дальнейшем они стали преобладающими, чему способствовало христианство, догматически решившее многие вопросы (происхождение мира, неизменность мира, его качественную разнородность). В этих условиях д не была актуальна. Положение начало качество меняться с эпохи Возрождения (д-ка Кузанца, Бруно), с утверждением буржуазного строя (изменения в обществе, появление новой науки). Особое место в выдвижении д на первый план сыграла НКФ, особенно ф-ия Г-ля = второй формой д. (Родоначальник НКФ – И. Кант показал, что д. объективно присуща процессу познания, например, решая предельные вопросы, ф-фия с необходимостью приходит к антиномиям, противоречиям (мир конечен и мир бесконечен). Фихте известен д-кой субъекта и объекта. Шеллинг, опираясь на данные современного естествознания, стал учить об объективной д-ке. Эти д-ие идеи поднял на новый качественный уровень Г-ль.) Д-ка в ф-ии Г становится судьбой мира. Свою ф-фию Г противопоставил антид-ким взглядам, которые он обозначил как метафизические (второй смысл слова «метафизика»; в первом она есть синоним ф-фии). Г-ль – объективный идеалист. Бог в его ф-фии есть д-ки саморазвивающаяся реальность, с необходимостью двигающаяся от чистого бытия (кроме которого ничего нет, но которое в то же время и поэтому есть и абсолютное ничто, поскольку определить значит отрицать, т.е. все определяется через сравнение, а бытие=всему, кроме него ничего нет и его нельзя определить), через самодифференциацию, к становлению субъектом (что предполагает и существование объекта, поскольку без объекта нет субъекта). Следовательно, с той же необходимостью возникает и земной мир, как зеркало для отражения специфики бога. Д-кой пронизана вся история и жизнь людей. Существует внутренний смысл истории. Общество проходит ряд этапов на пути к свободе (=познанной необходимости), возможной только в рамках государства. Все сферы общественной жизни (семья, право, мораль, религия) объясняются из этого поступательного развития (т.е. они проходят последовательные стадии развития). История ф-фии, которая до этого времени казалась конгломератом оригинальных учений, тоже показала свою связность и цель: понять поступательное развитие Бога, мира, мысли. По Г-лю к сер. 19 в. процесс развития был завершен: бог в его ф-фии познал себя. Идеалом общественной жизни является прусская монархия, сословное деление общества. В мире уже не будет происходит ничего принципиально нового, хотя движение не прекратится (змея кусает свой хвост). Бог по Г-лю есть чистое мышление, мышлением пронизано все вокруг – именно поэтому Г-ля называют панлогистом.
Многие указали на противоречие у Г между методом и системой. С одной стороны, все развивалось, с другой - все уже свершилось. В дальнейшем происходят очевидные и прогрессивные изменения в обществе (всеобщее избирательное право), открывается д-ка природы, что Г отрицал. Все это позволяло прийти к следующим выводам. 1. Самое ценное у Г - д-ка, метод, а не система, завершенность. 2. Д-ка мира говорит не о д-ке бога, а о д-ке мира (на которую в это время вышло и естествознание, например, Дарвин).. Третья форма д-ки, диалектический материализм, вырос на этих выводах. Д-кий материализм соединил материализм и д-ку, опиратся на науку, и считает, что этот синтез показывает свою продуктивность до дня сегодняшнего. Другое дело, что сейчас обнаружили многие моменты, которые не делали честь прошлым отечественным использованиям д-ки. Считается, что чрезмерный акцент на развитие привел к скептическому отношению к формальной логике (именно в это время она была выведена из системы общего образования), тем самым был ослаблен логический потенциал отечественной высшей школы и, вообще, культуры. А идеализация тогдашнего строя не позволяла использовать д-ку в понимании и решении острых и насущих вопросов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.