Принцип детерминизма в философии. Метафизическое и диалектическое решение проблемы причинности, случайности и необходимости, страница 3

Тема дете-зма позволяет охватить в целом всю диа-ку. И лучше сделать это в методологическом ключе. Познание мира предполагает его грамотное предварительное понимание. Именно это и позволяют сделать категории и з-ны диа-ки. Выделив требуемый объект изучения, начинаем познавать его, т.е. отвечать на вопросы, какие причины привели к его возникновению, случайно ли он существует или необходимо, какие внутренние противоречия определяют его жизнь, его количественные и качественные характеристики, находится ли он сейчас в стабильном состоянии или готовится переход в новое качество,  и если последнее верно, то, что можно спрогнозировать о его будущем состоянии, что останется в этом объекте при диалектическом снятии, можно ли узнать что-то важное об этом объекте опираясь на его историю, не проявляется ли здесь диалектичная триадичность, не стоит ли вопрос о «катастрофичности» этого объекта и т.д. Другими словами, диа-кие категории и з-ны, отражая наиболее общие моменты бытия и развития всех материальных объектов и явлений, позволяют более адекватно познавать их, вооружая человека мощным интеллектуальным орудием. В принципе, на что-то подобное мы все интуитивно выходим оценивая, понимания какой-либо объект. Но важно то, что (1) это происходит стихийно, без плана, следовательно, некачественно и медленно, (2) эти вопросы изначально неполны, например, вряд ли мы сами по себе спросили бы о возможной диалектической триадичности.

Вопрос 12б. Принцип дете-низма в ф-фии. Метафизическое и диа-ское решение проблемы прич-сти, слу-ности и необ-мости. Проблема «катастрофичности бытия».   Сокращения: причинность – прич-сть; необходимость - необ-мость;  случайность - слу-ность; детерминизм – дете-низм; синергетика – сине-тика;

Дете-изм – ф-ское учение, в узком смысле о причинно-следственной связи, в широком - о причинности и взаимосвязи. Утверждение объективности СЗ в науке позволило критиковать и жесткий дете-низм (отрицает объективность слу-ности), и индетерминизм (утверждает объективность беспричинных явлений), и выйти на диа-ку взаимосвязи слу-ности и необ-мости. Ошибка сторонников жесткого дете-низма в том, что они абсолютизировали механистическое видение мира и динамические з-ны. Все это (как стало ясно из обсуждения проблематики  СЗ, ДЗ и ЗВ) неверно. Ошибка индетерминистов в том, что они не смогли обосновать наличие прич-ности у слу-ных явлений, и обращались либо к иррационализму, либо к Богу для обоснования их. Беспричинных явлений не существует, но часть из них носит необ-мый характер, а часть слу-ный – так вытекает из объективности СЗ.